22-01-2018, 13:03

Экклезиологические взгляды митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) и их происхождение

Согласно православной экклезиологии, прием в Православную Церковь новых членов возможен только на основании недвусмысленно выраженного желания самих людей. Для Православной Церкви и российского правительства в начале XIX в. Уния представляла собой часть Католической Церкви. К униатам относились как к полноправным католикам. В идеале они должны были приниматься в Православие по третьему чину[1], т.е. отречением от прежнего заблуждения, раскаянием в личных грехах, исповеданием православного Символа Веры, особых молитвословий и епископского разрешения от грехов[2]. В отношении белорусских и украинских униатов в обстоятельствах первой трети XIX в. такую процедуру можно было осуществить при частном присоединении (с одним человеком или с группой людей), но не в целом с полуторамиллионным церковным объединением, находившимся под очень мощным влиянием Латинства и полонизма. Легитимный с точки зрения православной экклезиологии путь общего воссоединения греко-католиков с Православием мог заключаться в том, чтобы Униатская Церковь сама в лице иерархии, духовенства и представителей мирян соборно вынесла решение о своем Православии и просила Русскую Церковь о каноническом подчинении и евхаристическом общении. Этот путь в реалиях жизни русского Греко-католицизма первой трети XIX в. был неосуществим. Поэтому можно говорить, что в сложившихся исторических обстоятельствах и в границах православного вероучения ликвидировать Унию общим воссоединением было невозможно.
21-01-2018, 16:16

Митрополит Иосиф (Семашко): личные и религиозные мотивы деятельности, направленной на разрыв Брестской унии

Митрополит Иосиф, как главный инициатор и совершитель воссоединения униатов с православными, несет полную личную и религиозную ответственность за исчезновение существовавшей в первой трети XIXв. на территории современной Белоруссии полуторамиллионной Униатской Церкви. Никто из православных исследователей его жизни и деятельности не сомневался в чистоплотности личности владыки и бескорыстии его действий. Сомнения в этом выражали некоторые современники высокопреосвященного из числа либерально настроенных общественных деятелей, высших российских сановников и даже высшего православного духовенства. Для католиков же и для тех, кто видит в унии национальную религию белорусов, митрополит Иосиф был и навсегда останется ренегатом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
21-01-2018, 15:27

Проект общего воссоединения униатов с православными в Российской империи: первоначальный план.

История разрыва унии в пределах Российской империи в 1839 г. привлекала и привлекает внимание многих отечественных и зарубежных как церковных, так и светских исследователей. В их числе М. Коялович, И. Чистович, И. Наумович, Г. Киприанович, Н. Извеков, М. Морошкин, Г. Шавельский, Ю. Крачковский, М. Радван, В. Теплова, М. Носко, С. Морозова, Е. Филатова, Е. Миронович, Э. Ликовский и другие. Между тем нельзя сказать, что все аспекты этой темы получили достаточное освещение и на все заключающиеся в ней вопросы получены удовлетворительные ответы. Одной из проблем остается выявление и анализ планов, которые были положены в основание проекта общего воссоединения униатов. Их было два. Первый реализовывался в 1828-30 гг. Второй был предложен в 1832 г., но его приведение в действие имело место уже после Полоцкого собора 1839 г. Оба эти плана были тесно генетически связаны, однако довольно значительно отличались друг от друга некоторыми сторонами подхода к делу. Первоначальный план вызывает особый интерес, поскольку он являлся базовым и в нем в наибольшей степени отражены общие представления тех лиц, усилиями которых уния была разорвана.

21-01-2018, 14:19

Разные экклезиологические подходы к разрыву Брестской унии на территории Российской империи в 1839г.

12 (по ст. ст.) февраля 1839 г. на соборе униатского духовенства в Полоцке союз с Римом части белорусско-украинской церкви был объявлен недействительным. В результате более полутора миллионов католиков восточного обряда, проживавших на территории российского государства, вошли в состав Русской православной церкви. Полоцкий собор не был спонтанным событием. Он имел одиннадцатилетнюю предысторию. Поскольку с богословской точки зрения уния по преимуществу представляет собой экклезиологическую проблему, наиболее интересно выявить разные экклезиологические подходы, лежавшие в основании ликвидации унии, и коллизии при их применении.
21-01-2018, 13:39

Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко): возрождение Православия в 1840-50-е годы

Имя митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) неразрывно связано с воссоединением униатов с православными в 1839 г. Это громкое событие часто заслоняет последующую деятельность митрополита Иосифа, направленную на утверждение Православия на белорусско-литовских землях. Между тем, она отличалась напряженностью и оказала значительное влияние на становление Православия в белорусско-литовском крае после нескольких столетий господства Католицизма. Деятельность владыки в эти годы была весьма разносторонней. Охватить все ее аспекты в ограниченном объеме статьи не представляется возможным.