"Святитель Георгий Конисский и его церковная деятельность"![]() В 2017 году отмечается 300 лет со дня рождения выдающегося церковного деятеля, архиепископа Георгия Могилевского и Белорусского. Кандидат богословия протоиерей Георгий Соколов 8 декабря выступил с публичной лекцией для студентов УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины» на тему "Святитель Георгий Конисский и его церковная деятельность" Георгий Конисский был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносивший новую живую струю в преподавание всех академических предметов. Будучи ректором академии, показал себя "тщательным и добропорядочным правителем и учителем". Писал стихи, первый в Киеве изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария Булгакова, "бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников". Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. "Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог" - говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства. В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников - "немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати". В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, "необузданный разврат". Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения. Архиепископу Георгию пришлось приложить много руда для сохранения своей паствы в верности Православию. Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографии. Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого Православного населения Польши от теснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу. В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия. Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше. Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов. Когда Могилевская епархия отошла к России, то по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II был разрешен переход униатов в Православие. В течение трех лет присоединилось к Православию 112.578 униатов. Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор Садковский был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год сделан епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии. Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников. Много писал. В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве и особенно об отношениях между помещиками и крепостными. Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, "премудростию Соломоновою хвалящихся". Подозрительной казалась ему таинственностью масонства - этого "просвещения, во тьме деемого". Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь "трубил" он, как верный, бдительный страж в защиту Православия и не было преувеличением, когда про него говорили, что он "за Церковь святую до крови подвизался". Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, изготовил также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком на должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись: "Колыбель Нежин, Киев мой учитель, Я в тридцать восемь лет сделался святитель. Семнадцать лет боролся я с волками. А двадцать два, как Пастырь, отдохнул с овцами. За претерпенные труды и непогоду, Архиепископом и Членом стал Синоду, Георгий именем, я из конисских дому, Коню подобен бывал почтовому. Сего тут падла закрыл грешны кости. Год седьмисотый пятый девяностый." Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к правде, мужеству и верности долгу. |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
О епархии
- Отдел кадров
- Информационный отдел
- Отдел по архитектуре и строительству
- Паломнический отдел
- Социальный отдел
- Отдел по взаимодействию с ВС и ПО
- Отдел по тюремному служению
- Миссионерский отдел
- Отдел по работе с молодежью
- Отдел религиозного образования и катехизации
- Комиссия по канонизации
- Церковно-историческая комиссия Гомельской епархии