DataLife Engine > Публикации > Архимандрит САВВА (Мажуко): крещенская вода - не магический атрибут

Архимандрит САВВА (Мажуко): крещенская вода - не магический атрибут


18-01-2017, 11:22
Автор: Elena
Скоро Крещение Господне, и наверняка многие из нас отправятся в храмы за крещенской водой, кто-то будет окунаться в проруби… А какой смысл в этих действиях? И что в действительности хочет сказать Церковь, празднуя Крещение Господне? На вопросы, связанные с праздником Богоявления, ответил богослов, педагог и религиозный публицист, насельник Свято-Никольского мужского монастыря архимандрит САВВА (Мажуко).

– Отец Савва, скажите, почему у праздника два названия – Крещение Господне и Богоявление?

– У древних иудеев времён Христа был особый обычай ритуального погружения в воду, который означал не только физическое очищение и омовение, но и особое символическое действие, знак перехода определённого духовного рубежа – от греховной жизни и плотской к жизни чистой, святой, богоугодной. Греческое «баптидзо», обозначающее этот обряд погружения в воду, наши предки перевели древним русским словом «крещение», которое тогда имело вполне светское значение погружения чего-либо в воду и использовалось для указания вполне бытовых действий, например, помывки посуды. Со временем глагол «крестить» закрепил за собой именно значение сакрального действия. Кстати, мы слышим в нашей речи до сих пор указание на опыт перехода к новому состоянию, когда говорим, например: «Он получил боевое крещение».

Второе название праздника Крещения – Богоявление. Оно проясняет центральный смысл праздника: Бог Воплощённый, Автор этого мира, Бог, Который стал человеком, впервые явил Себя как Бог. Тридцать лет Он жил безвестно и анонимно, и вот в назначенное время Он открыл Своё Божество пророку Иоанну Крестителю.

– В мифах народов мира тоже упоминается о явлениях богов людям. Есть такие упоминания и в Библии. В чём между ними разница?

– Самая главная идея христианства – это откровение о Боге, Который стал человеком навсегда. Человеком не призрачным или даже сверхчеловеком, а человеком уязвимым, смертным, даже немощным. Для христиан Бог – Автор этого мира, Он нас всех выдумал, как, например, Джоан Роулинг выдумала мир Гарри Поттера. Но Роулинг навсегда осталась неуязвимой от всех ужасов и радостей мира, в котором есть не только весёлый Хогвартс, но и дементоры, и злые маги, которые пытают и мучают людей, убивают родителей на глазах у детей. Наш Автор так возлюбил сотворённый Им мир, и так серьёзно отнёсся к его свободе, что пожелал навсегда разделить Свою судьбу с судьбой сотворённого Им мира, до самого последнего предела – позволив Себя унизить, пытать и убить. Убить по-настоящему. Но Он не просто пришёл в этот мир пострадать, но и исцелить его болезни, не угнетая нашей свободы.

– Многие люди задаются вполне справедливым вопросом: «Зачем в Иордан погружался Христос? Ведь Он безгрешен».

– Иоанн Креститель задавал Христу похожий вопрос, на что Он ответил: «Так нам следует исполнить всякую правду». Смысл крещения Христа не в избавлении от грехов, а в запечатлении знака, некой символической вехи: Иисус Христос открыл себя Богом. Оказалось, что Он не просто Сын плотника, но Учитель, Пророк и Целитель, возвещающий приближение нового мира.

– Что символизирует собою погружение в воду? Почему именно вода является ключевым образом праздника?

– Вода – главный персонаж этого праздника, потому что именно эта стихия была первой, чего Христос коснулся как Бог. Церковные песнопения говорят о трепете воды, которая как бы возликовала от прикосновения рук своего Создателя, Того, Кто придумал воду. Вода узнала Его. И христиане верят, что это ликование воды, этот первобытный трепет вода «вспоминает» каждый год на праздник Крещения. Этим трепетом для нас так важна крещенская вода.

– На Крещение освящают воду. Говорят, что она чудодейственная. Это правда? Как правильно её использовать?

– Мы считаем крещенскую воду чудом Божиим. Есть соблазн думать, что эта вода уникальна сама по себе, будто это некий магический атрибут, но для нас важно в крещенской воде то, на что она указывает, – вода трепещет от прикосновения Бога, она хранит Его прикосновение, а потому по-настоящему заражает нас этим трепетом и ликованием перед нашим Творцом. Именно в этом основной смысл принятия святой воды. Ведь вода – это просто вода, материя, нечто осязаемое, но прикосновение Божие может эту косную материю сделать святой, так и мы – люди слишком плотские, даже дебёлые, окаменелые, но Господь может Своим прикосновение даже из этих камней сделать святых, любящих, добрейших детей Своих.

– Чем крещенская вода отличается от воды, освящаемой в другие дни?

– На самом деле, молитвы, которые читает священник при освящении воды, практически одинаковы. Я бы сказал, это вопрос веры и духовной зрелости. Если человек готов впустить Бога в свою жизнь, не важно, какую воду он будет пить и как много, и как часто.

– Правда ли, что на Крещение даже вода из-под крана является целебной, так как освящается вообще вся вода на Земле? Или всё же обязательно потолкаться в очередях и набрать воду, которую освятил священник?

– Крещенская вода – это то, что касается только православных людей. Это наш праздник. Это вода для нас, и никому мы не хотим навязывать своих взглядов. Но уж если вы считаете себя православным, будьте последовательны: православный человек принадлежит конкретной общине верующих или, как сейчас говорят, приходу. Он должен каждую неделю посещать свой храм, регулярно ходить на исповедь и причастие, знать своих священников и быть готовым помочь членам своей общины. По-церковному выражаясь, крещенскую воду не пьют, ею причащаются. Это церковное действо для церковных людей. Никто не запрещает пить эту воду людям нецерковным, но не надо «в наш монастырь» ходить со своим уставом.

– Слышала, что крещенские купания – это сугубо народная традиция. Может, в них имеется ещё и некий сакральный смысл?

– В любом действии есть только тот смысл, который ты сам в него привнесёшь. Крещенские купания не предписаны церковным уставом, но мне кажется, это красивая традиция, которая появилась неслучайно, но как порыв религиозного чувства, поэтому я отношусь к таким практикам с большим уважением и всегда благословляю желающих искупаться в эти дни.


Беседовала Ольга АСТАПЕНКО "Гомельские ведомости"

Вернуться назад