Вчера, 06:00

Рапорт минского губернатора З.Я. Карнеева от 6 июля 1797 г. о положении воссоединенных из унии в конце XVIII в.

Захарий Яковлевич Карнеев (1747–1828) – государственный деятель, писатель, видный член масонского общества России, первый гражданский губернатор Минской губернии (1796–1806). По распоряжению императора Павла I в июне 1797 г. З.Я. Карнеев посетил 23 воссоединенных из унии прихода, располагавшихся в 7 уездах Минской губернии, в которых было замечено колебание прихожан в православном вероисповедании. Цель этой инспекционной поездки состояла в том, чтобы на месте в общении с людьми разобраться в возникшей ситуации. 6 июля 1797 г. Карнеев подал императору рапорт, в котором представил свое видение возникших проблем и предложил способ их преодоления [5, ст. 1559–1566].
20-03-2019, 06:00

Проект общего воссоединения белорусско-украинских униатов с православными (1828–1839) и степень его самостоятельности.

Превращение в конце XIV в. Великого княжества Литовского в католическое государство вывело из равновесия конфессиональную ситуацию на всем протяжении западнорусских земель, поскольку на этих территориях Католическая Церковь могла расширять свои позиции исключительно за счет Православия. Распространение Католичества достигло своего предела во времена Речи Посполитой на Брестском Соборе 1596 г. После него правители Польско-Литовского государства формально объявили все белорусско-украинское население католиками восточного обряда, а существование Православной Церкви было законодательно запрещено. В последующие два с половиной столетия происходило усвоение факта торжества Католичества, обусловленного возникновением церковно-политического феномена Брестской унии.
19-03-2019, 06:00

Православие на Беларуси

Рассказ об исторических судьбах Православия на Беларуси нужен не только по причине недостаточности методического материала по этой важной теме. Значение Православной Церкви в развитии белорусской культуры невозможно переоценить. Духовная жизнь народа определяет его материальное состояние. Кто понимает глубину своих духовных корней, тот пребывает непоколебимым под напором различных модных учений нашего смутного века.
18-03-2019, 06:00

ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАЗДНЕНИЯ УНИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В 1839 г.

Упразднение Брестской церковной унии, произошедшее на Полоцком Соборе 1839 г., представляет собой масштабное историческое событие, далеко выходящее по своему значению за рамки исключительно церковной истории белорусско-украинско-литовских земель. Оно стало результатом сложного взаимодействия разнородных факторов и имело несколько предпосылок. В православной и католической историографиях неоднократно предпринимались попытки определения причин и условий разрыва Брестской унии на территории Российской империи. Однако их выявление и научное осмысление еще далеки от завершения из-за сложности проблемы, обширности и противоречивости исторических источников, а также в силу того, что историки занимают слишком разные конфессиональные, общественно-политические и этнокультурные позиции. Учитывая то, что последствия Полоцкого Собора продолжают влиять на современное общество в Беларуси и на Украине, комплексное рассмотрение предпосылок, приведших к отказу части Белорусско-Украинской Церкви от союза с Римом продолжает оставаться актуальным.
Прекращению действия Брестской церковной унии на территории Российской империи в 1839 г. способствовало соединенное действие изменяющихся во времени объективных и субъективных составляющих. Среди них в исторической литературе, как наиболее значимые, выделяются следующие: 1) конфессиональная политика правительства России на присоединенных от Речи Посполитой землях ; 2) тенденции, развивавшиеся внутри Униатской Церкви под воздействием Католической Церкви латинского обряда . Представляется, что переплетение этих факторов и процессов и породило предпосылки упразднения Униатской Церкви в 1839 г.
17-03-2019, 06:00

К вопросу о преследованиях униатского духовенства в ходе общего воссоединения униатов с православными в 1839 году

Для Русской Православной Церкви воссоединение белорусско-украинских униатов, совершившееся на Полоцком Соборе униатского духовенства в 1839 г., явилось самым значительным единовременным приобретением за всю тысячелетнюю историю ее существования. Для белорусского народа это событие стало одним из важнейших в XIX веке, поскольку на десятилетия определило путь его религиозного и национально-культурного развития. Воссоединение униатов в Российской империи в 1839 г. отличалось тем, что оно носило организованный массовый характер, строилось на иерархическом принципе и совершалось в тесном взаимодействии представителей греко-католического священноначалия и высокопоставленных правительственных чиновников. Инициатива разрыва Брестской унии шла не «снизу» – от народа и духовенства, как было на украинских территориях в конце XVIII в., а «сверху» – от униатского епископата и правительства. Такой подход, конечно, привел к несогласию с совершающимся разрывом Брестской унии со стороны какой-то части униатских священнослужителей. Оценка числа униатских духовных лиц, пожелавших сохранить верность католичеству, а также характеристика мер, применяемых к ним в процессе подготовки воссоединения и в период его реализации, остаются актуальными до сих пор.
16-03-2019, 17:39

Актуализация языка проповеди в Полоцкой православной епархии

Последствием Полоцкого церковного собора явился непростой путь возвращения сотен тысяч униатов белорусских земель к практике православной жизни. По меткому замечанию Г.Я. Киприановича, «дело воссоединения совершилось, но далеко еще не завершилось в 1839 году» . Более чем 200-летнее пребывание православных в составе греко-католической церкви оставило заметный след в сознании верующих. Известно, что униатская церковь в первой трети XIX века в своей обрядности имела многие черты, скорее западной христианской традиции нежели восточной. Многие бывшие униаты после 1839 г., формально считавшиеся православными, по разным причинам (зависимость крепостных крестьян от помещиков, активная миссионерская и храмостроительная деятельность римо-католиков, тайное обучение основам католической веры и польскому языку, устанавление новых местночтимых праздников), посещали костелы, исповедовались у ксендзов, т.е. являлись католиками на практике .
2-03-2019, 14:50

ЖЛОБИН. Священник встретился с учащимися ГУО «Средняя школа № 13 г. Жлобина»

В Жлобинском благочинии в государственном учреждении образования «Средняя школа № 13 г. Жлобина» состоялась встреча настоятеля храма великомученика Иоанна Воина иеромонаха Кронида (Печевистого) с учениками 8 классов.
На территории Белорусской Православной Церкви 2019 год объявлен «Годом памяти Полоцкого объединительного собора 1839 года».
По учению Церкви в жизни никогда не бывает вещей случайных, но все, даже самое незначительное и второстепенное, ниспослано для нашего спасения. А для великих дел Бог посылает и людей великих. Людей, готовых трудиться на благо Церкви самозабвенно, жертвенно, невзирая на препятствия и злоключения. Не случайно и для воссоединения в 1839 году Промыслом Божиим был выделен из среды униатского духовенства православный по духу архиерей Иосиф (Семашко).
Митрополит Иосиф – одна из самых значительных фигур в конфессиональной истории Беларуси. Рожденный в униатстве, получивший польское воспитание и католическое богословское образование, он способствовал возвращению к православному вероисповеданию полутора миллионов белорусских и украинских униатов, которое произошло в 1839 году, и в исторической литературе получившего название «воссоединение».
Благодаря деятельности владыки по упразднению унии православными стали свыше полутора миллионов человек. Возвращение православия знаменовало возвращение к своим культурным истокам, сохранение традиций и неповторимого менталитета белорусского народа. 
И сегодня, как никогда, очень важно каждому из нас знать свою историю, чтобы не допустить ошибок, которые остались в прошлом, но жить в мире, любви и согласии с нашими ближними.
Опираясь на исторические события, священник говорил об отношениик православному вероисповеданию, исполнении Заповедей Божиих. О том, чтобы мы любили Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всем нашим естеством и ближнего своего любили, как самого себя, так как именно любовь способна созидать и соединять вся и всех.
Иеромонах Кронид пожелал всем учащимся помощи Божией и успехов в учебе и трудах во Славу Божию.
22-02-2019, 10:19

Послание Высокопреосвященного митрополита Павла, по случаю 180-летия Полоцкого церковного собора

По инициативе Организационного комитета Белорусской Православной Церкви по подготовке и проведению в 2017-2019 годах юбилейных и памятных дат Белорусского Экзархата от 21 декабря 2018 года, нынешний 2019 год был объявлен в Белорусской Православной Церкви Годом памяти Полоцкого собора 1839 года.
В воскресный день 24 февраля 2019 года в городе Полоцке состоятся церковные торжества, приуроченные 180-летию со дня проведения Полоцкого церковного собора 1839 года, по итогам которого более 1.600.000 западнорусских униатов вернулись в лоно Православной Церкви.
Ввиду особой значимости воспоминаемого события для истории белорусского Православия, во всех храмах и обителях Белорусской Православной Церкви по окончании Божественной литургии в воскресенье, 24 февраля 2019 года будет оглашено Послание Патриаршего Экзарха всея Беларуси, приуроченное 180-летию Полоцкого церковного собора.
Также в этот день за Божественной литургией во всех храмах и монастырях будут вознесены сугубые молитвы об упокоении блаженной памяти Высокопреосвященных Иосифа (Семашко ), митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского ), архиепископа Полоцкого и Витебского, Антония (Зубко ), архиепископа Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.

Послание Высокопреосвященного митрополита Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси: poslanie.pdf [120,95 Kb] (cкачиваний: 20)
15-02-2019, 00:00

Проповедь сщмч. Митрофана (Краснопольского) первого епископа Гомельского

ПОУЧЕНIЕ

на день Сретенія Господня.

И егда исполнишася дніе очищенія ею, по закону Моисееву, вознесоста Его во Iерусалимъ, поставити предъ Господемъ (Лк. 2, 22).

Сороковой день по рожденіи младенца, у іудеевъ имелъ священное значеніе, особенно когда родившійся младенецъ былъ первенцемъ у родителей. Тогдя съ обрядомъ очищенія матери, общимъ для всехъ женъ рождающихъ, соединялся еще другой обрядъ посвященія и поставленія первенца предъ Богомъ. Священныя книги и предания іудейскія не сохранили описанія подробностей обряда посвященія, но надо полагать, что онъ обставленъ быль торжественнымъ образомъ, такъ какъ совершался непременно въ храме Iерусалимскомъ, при участіи священника, и сопровождался принесеніемъ священнаго выкупа и жертвопрнпошеніемъ. По внутреннему своему знаменованію действіе посвященія Богу первенца имело отношеніе къ знаменательнейшему событію изъ исторіи народа Божія — чудесному исходу его изъ Египта, частнее къ заключительному акту тяжелой неволи, какую испытали евреи въ стране переселенія. Оно вызывало въ воспоминаніи то губительное шествіе ангела, который истребилъ всехъ первенцевъ египетскихъ оть человека до скота, не коснувшись въ то же время первенцевъ еврейскихъ. Въ благодарность за такое чудесное избавленіе отъ меча ангела первенцы еврейскіе были посвящены Богу и сначала, вероятно, отделялись отъ общества людей, чтобы нести служеніе. соответствующее ихъ назиаченію. Но потомъ, когда съ устройствомъ скиніи было избрано и отделено для служенія при ней колено Левіино, первенцы были освобождены отъ первоначальнаго служенія; только въ напомынаніе объ ихъ особомъ назначеніи установленъ былъ обрядъ посвященія и поставленія первенцевъ предъ Богомъ въ сороковой день но рожденіи.

Исполняя такія священныя установленія Моисеева закона, Пресвятая Дева Марія съ Младенцемъ Iисусомъ изъ Виелеема, где, надо полагать, оставалось доселе святое семейство, идетъ въ Iерусалимъ, еже дати жертву по реченному въ законе Господни два горличища или два птенца голубина (Лк. 2, 24). Но зачемъ нужно было эту жертву очищенія, установленную для женъ, рождающихъ обычнымъ порядкомъ, приносить той, рожденіе которой было безсеменно и безмужно, но наитію отъ Духа Святагое Зачемъ, далее, нужно было посвящать Богу Того, Который по человечеству святъ отъ самаго рожденія Своего, а по Божеству перворожденъ всея тварие Конечно, ни неискусобрачнал Дева, ни Богомладепецъ Iисусъ не имели нравственной нужды склонять Свои пречистыя выи подъ иго закона. Только желаніе исполнить всяку правду (Ме. 3, 15) привело ихъ въ 40-й день но рожденіи подъ сень Iерусалимскаго храма.

Въ этомъ, равно какъ и во многихъ последующихъ событіяхъ изъ жизни Христа обнаружилось Его глубокое благоговеніе къ закону, Его ревность къ священнымъ установленіямъ Своего народа, что должны были признать за нимъ и самые заклятые враги Его, начальники іудейскіе, несмотря на все стараніе ихъ уловить Христа и выставить Его предъ народомь, какъ нарушителя закона Моисеева.

Смотря, бр.(атія), на Iисуса Христа, какъ на высочайшій образецъ для нравственной деятельности всехъ людей, научимся отсюда благоговеть предъ закономъ Господнимъ, располагать свою жизнь по его указанію. Ныне не редкость слышать сужденія подобнаго рода, что многія установленія нашей веры устарели уже, не соответствуютъ духу и потребностямъ времени и нуждаются по меньшей мере въ обновленіи. Зачемъ, говорять, въ христіанскомъ ученіи предлагается целая система предписаній и требованій, связывающихъ якобы свободное движеніе человекае Если христіанство есть религія духа и свободы, то въ ней не должно быть места внешнимъ установленіямъ, препятствующимъ непосредственно духомъ возноситься къ Богу. Выходя изъ такого взгляда, подобные обновители христианства постепенно приходятъ къ отрицанію необходимости богослуженія, священства и всехъ обрядовъ церковныхъ. Богъ и человекъ – вотъ два звена религіи и между ними не должно быть никакого посредства. Но говорящіе такъ забываютъ о томъ безконечномъ разстояніи, которое лежитъ между Богомъ, Существомъ всесовершеннымъ, и Его созданіемъ —человекомъ, существомъ слабымъ и греховнымъ. Если и къ земному царю являются только после тщательной подготовки, напередъ продумавъ свои слова и действія, то какова тщательность, какое вниманіе требуется отъ человека, ищущаго общенія съ БогомъеИззуй сапоги отъ ногъ твоихъ (Исх. 3, 5), говорилъ изъ купины Моисею Господь, приглашая вступить въ беседу съ Собой: отринь мірской образъ мыслей, стань выше земли и всего земнаго, преисполнись благоговенія и тогда приступай ко мнеЗасвидетельствуй людемъ и очисти  днесь и утре и да исперутъ ризы своя и да будутъ готови въ третій день (Исх. 19, 10), такъ приготовлялъ Господь чрезъ раба своего Моисея народъ израильскій къ синайскому законодательству, а при заключеніи самаго завета синайскаго снова говорилъ Моисею: взыди (на гору Синай) ты и Ааронъ, жрецы же и лидіе да не нудятся взыти къ Богу, да не когда погубитъ отъ нихъ Господь (Исх. 19, 24). Итакъ, не всякій человекъ и темъ более не во всякое время и не во всякомъ состояніи можетъ дерзать приближаться къ Богу, для сего нужно напередъ очиститься и освятиться. По звавшему вы святому и сами святи во всемъ житіи будете, зане писано есть: святи будите, яко азъ святъ есмь (I Петра 1, 15-16). Для достиженія же этой возвышеннейшей цели нашей жизни потребны многія и продолжительныя усилія, направленныя къ искорененію изъ нашей природы всего нечистаго и греховнаго и къ пріобретенію въ заменъ сего святыхъ навыковъ, чистыхъ расположеній и спасительныхъ деяній. Для сего въ руководство человеку и данъ законъ божественный, указывающій несовершенства и погрешности падшаго человека и ведущій его къ богоподобію; для сего установлены таинства и священнодействія церковныя, восполняющія слабость и недостаточность силъ человека и укрепляющія его на пути спасенія; для сего существуетъ богоустановленное священство, на обязанности котораго лежитъ указаніе грешнику пути спасенія и содействіе  ему наставленіями и молитвой. А все эти священныя установленія нашей веры существуютъ и действуютъ, какъ ясно, не для стесненія и ограниченія человека, а для содействія ему, въ помощь ему. Они служатъ какъ-бы ступенями, по которымъ человекъ, возвышаясь, постепенно приближается къ небу, къ Самому Господу.

Не приклоняйте же, бр., своего слуха къ клварнымъ и льстивымъ речамъ провозвестниковъ мнимой свободы, или вернее, своеволія, которые готовы ниспровергнуть законы божескіе и человеческіе, и взаменъ ихъ водрузить господство грубыхъ, разнузданныхъ страстей. Изъ примера Iисуса Христа, отъ дней юности Своей навыкшаго послушанію воле Отца Своего небеснаго, научитесь и вы охотно склонять свои выи подъ легкое и благое бремя заповедей Господнихъ. Аминь.

4-02-2019, 16:48

Значение Воссоединительного Полоцкого собора 1839г.

Воссоединение униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839г., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остается предметом не только споров, но и политических спекуляций, а, порою, и откровенной лжи. Отношение к унии может стать показателем духовно-культурной самоидентификации человека. Отсюда тема, связанная с осмыслением всех исторических реалий, порожденных унией, звучит актуально и в наши дни.
Принятие нашими предками Православия определило дальнейшее культурно-исторические особенности развития белорусского народа. Этот выбор стал объединяющим и культурообразующим. Так, промыслом Божиим, к концу XIV века в Великом Княжестве Литовском православные составляли до 80% населения страны.