«Дивен Бог во святых Своих!» – говорит псалмопевец Давид в 67 псалме. Эти слова, вот уже на протяжении не одной тысячи лет имеют пророческую силу, и которые никогда её не истратят. Велика земля своими угодниками Божьими. Но не место освящает человека, а человек – место. И именно таким человеком является святая Параскева Пятница. Святая Параскева издавна пользовалась у православных христиан особой любовью и почиталась как хранительница чистых источников, домашнего очага, семейного счастья и заступница женщин.
Для жителей Лоева, ежегодно, десятая пятница после Христова Воскресения – праздничный день. По преданию, более 300 лет назад Святая великомученица Параскева явила свой чудотворный образ для защиты жителей небольшого поселения от нашествия шведов и в знак благодарности верующие молитвенно поминают святую.
15 июня в Лоеве начались праздничные торжества. Накануне вечером, в храме Святой Живоначальной Троицы совершалось Всенощное бдение с литией.
В сам день праздника Божественную литургию в Свято-Троицком храме г.Лоева совершил Высокопреосвященный Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский.
Высокопреосвященному сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный монастырей Гомельской епархии архимандрит Амвросий (Шевцов), благочинный Речицкого окружного округа протоиерей Алексей Пешко, председатель информационного отдела протоиерей Олег Кострома, председатель миссионерского отдела протоиерей Артемий Кривицкий, благочинный Лоевского округа иерей Дмитрий Чварков и духовенство епархии.
За богослужением молились настоятельница Свято-Тихвинского женского монастыря в г.Гомеле игуменья Вера (Афонькина) с сестрами и старшая монахиня Свято-Иоанно-Кормянского женского монастыря Архелая (Новикова) с сестрами обители.
По окончании Литургии по улицам г. Лоева к месту разрушенного в 1937 году храма Святого Николая, в сопровождении передвижной звонницы Спасо-Преображенского храма г.Гомеля прошел Крестный ход, который возглавил архиепископ Гомельский и Жлобинский. Владыка совершил молебен перед Святым Образом, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, а всех молящихся с праздником. В завершении молебных пений, был совершен акафист святой великомученице в каплице, на месте явления в 1710 году иконы покровительницы лоевской земли в лесном массиве у деревни Щитцы. Почтить святую Параскеву пришло множество богомольцев и благочестивых паломников.
«Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу» – (Пс. 67).
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает – Пятница.
Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» – (Ин. 6,47). Приняв мученический венец, святая Параскева удостоилась вечно лицезреть Творца всяческих.
Русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях.