Рубрики

КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

Март 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

ГОДОВОЙ АРХИВ

18.04.2021

Гомельская Епархия

Белорусской Православной Церкви

Суббота мясопустная

Церковный календарь иногда преподносит нам не всегда понятные названия некоторых праздников и событий. Что чаще всего обусловлено их церковнославянским звучанием.

Например, слово «мясопуст». Его мы употребляем в таких названиях как: «седмица мясопустная», «суббота мясопустная» или же «неделя мясопустная». Что это за «мясопуст» такой?

Само слово происходит от существительных «мясо» и «отпуст», или отпущение. Проще говоря, в эти дни мы прекращаем есть мясную пищу, как-бы отпуская ее от себя. Тем самым постепенно подготавливая себя к Великому посту.

Для обозначения некоторых церковных праздников часто употребляются два названия. И причем оба раскрывают нам смысл воспоминаемого события, но правда немного с разных сторон. С одной раскрывается его практическая сторона, а с другой – его богословская, или духовная. Например, Вход Господень в Иерусалим. По-другому его еще называют Вербным Воскресеньем. Т.е. помимо воспоминания непосредственно самого события, в этот день верующие приносят в храм веточки вербы, как-бы встречая въезжающего в Иерусалим Господа.

Похожая ситуация складывается и вокруг мясопустной субботы. Что это за суббота такая, и чем она отличается от других суббот?

Суббота для верующего человека – это особый день. Само слово суббота означает покой или отдохновение. Кстати, суббота – седьмой день недели (для нас православных Воскресенье является первым днем). В субботу вспоминается событие, когда согласно Шестодневу Господь почил от Своих дел.

В Церкви же этот день посвящается особой молитве за всех когда-либо усопших людей. В молитве этой мы просим у Господа даровать им тот самый покой, или отдохновение после всех земных трудов. Недаром, когда мы о них молимся, всегда произносим «упокой Господи». Т.е. дай им покой.

Поэтому практически каждая суббота является строго говоря поминальной.

Но среди них богослужебный устав выделяет некоторые в особое число. Их мы еще называем родительскими (т.е. в эти дни сугубо молимся за своих родных и близких).

Мясопустная же суббота особенная. Её ещё называют «Вселенской». Опять необычное слово. Сразу всплывают ассоциации с бескрайним космосом. Но космос тут вовсе не при чем. Вселенная, как ее понимаем мы, христиане – это территория, населенная людьми. Поэтому можно сказать, что суббота эта всеобщая. Её отмечает весь православный мир на всех континентах. А ещё в этот день Церковь молится и за тех, кто не получил должного христианского погребения и кого уже нет кому вспомнить в молитвах.

Суббота эта предшествует воскресному дню, имеющему также два названия: «Мясопустная неделя» или «о Страшном Суде».

С мясопустом мы разобрались, а о Страшном Суде и без того сказано уже очень много.

Так вот, упомянутую нами субботу просто невозможно рассматривать в отрыве от воспоминания о Страшном Суде.

Всё дело в том, что событиям, описываемым в Евангелии и книге Откровения, когда Господь придет судить мир, предшествует воскресение всех когда-либо живших на Земле людей.

Господь наш Иисус Христос придет, чтобы судить всех, а для этого необходимо их воскресить. Человек полноценен лишь тогда, когда у него есть и душа, и тело. Именно такими нас замыслил Бог. И Царство Божие мы в конце концов наследуем в своих телах, как об этом говорит Писание.  Но об этом нужно говорить отдельно.

Вот и суббота эта идет в тесной связи с наступающим воскресеньем. Всё это звенья одной цепи. Она посвящена будущему воскресению мертвых. О котором мы поем в Символе Веры.

Усопшие наши всегда нуждаются в молитвах, собственно, как и мы в их. Как хорошо об этом сказал преподобный Антоний Оптинский:

«Святой апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по евангельской притче просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь Лазаря, чтобы он вразумил нас, что нам подобает творить, да убежим мучений» (Письма к разным лицам игумена Антония. М., 1869, стр. 408–409).

Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.