Церковный календарь иногда преподносит нам не всегда понятные названия некоторых праздников и событий. Что чаще всего обусловлено их церковнославянским звучанием.
Например, слово «мясопуст». Его мы употребляем в таких названиях как: «седмица мясопустная», «суббота мясопустная» или же «неделя мясопустная». Что это за «мясопуст» такой?
Само слово происходит от существительных «мясо» и «отпуст», или отпущение. Проще говоря, в эти дни мы прекращаем есть мясную пищу, как-бы отпуская ее от себя. Тем самым постепенно подготавливая себя к Великому посту.
Для обозначения некоторых церковных праздников часто употребляются два названия. И причем оба раскрывают нам смысл воспоминаемого события, но правда немного с разных сторон. С одной раскрывается его практическая сторона, а с другой – его богословская, или духовная. Например, Вход Господень в Иерусалим. По-другому его еще называют Вербным Воскресеньем. Т.е. помимо воспоминания непосредственно самого события, в этот день верующие приносят в храм веточки вербы, как-бы встречая въезжающего в Иерусалим Господа.
Похожая ситуация складывается и вокруг мясопустной субботы. Что это за суббота такая, и чем она отличается от других суббот?
Суббота для верующего человека – это особый день. Само слово суббота означает покой или отдохновение. Кстати, суббота – седьмой день недели (для нас православных Воскресенье является первым днем). В субботу вспоминается событие, когда согласно Шестодневу Господь почил от Своих дел.
В Церкви же этот день посвящается особой молитве за всех когда-либо усопших людей. В молитве этой мы просим у Господа даровать им тот самый покой, или отдохновение после всех земных трудов. Недаром, когда мы о них молимся, всегда произносим «упокой Господи». Т.е. дай им покой.
Поэтому практически каждая суббота является строго говоря поминальной.
Но среди них богослужебный устав выделяет некоторые в особое число. Их мы еще называем родительскими (т.е. в эти дни сугубо молимся за своих родных и близких).
Мясопустная же суббота особенная. Её ещё называют «Вселенской». Опять необычное слово. Сразу всплывают ассоциации с бескрайним космосом. Но космос тут вовсе не при чем. Вселенная, как ее понимаем мы, христиане – это территория, населенная людьми. Поэтому можно сказать, что суббота эта всеобщая. Её отмечает весь православный мир на всех континентах. А ещё в этот день Церковь молится и за тех, кто не получил должного христианского погребения и кого уже нет кому вспомнить в молитвах.
Суббота эта предшествует воскресному дню, имеющему также два названия: «Мясопустная неделя» или «о Страшном Суде».
С мясопустом мы разобрались, а о Страшном Суде и без того сказано уже очень много.
Так вот, упомянутую нами субботу просто невозможно рассматривать в отрыве от воспоминания о Страшном Суде.
Всё дело в том, что событиям, описываемым в Евангелии и книге Откровения, когда Господь придет судить мир, предшествует воскресение всех когда-либо живших на Земле людей.
Господь наш Иисус Христос придет, чтобы судить всех, а для этого необходимо их воскресить. Человек полноценен лишь тогда, когда у него есть и душа, и тело. Именно такими нас замыслил Бог. И Царство Божие мы в конце концов наследуем в своих телах, как об этом говорит Писание. Но об этом нужно говорить отдельно.
Вот и суббота эта идет в тесной связи с наступающим воскресеньем. Всё это звенья одной цепи. Она посвящена будущему воскресению мертвых. О котором мы поем в Символе Веры.
Усопшие наши всегда нуждаются в молитвах, собственно, как и мы в их. Как хорошо об этом сказал преподобный Антоний Оптинский:
«Святой апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по евангельской притче просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь Лазаря, чтобы он вразумил нас, что нам подобает творить, да убежим мучений» (Письма к разным лицам игумена Антония. М., 1869, стр. 408–409).
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых