Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

О знаковых людях и работе над собой

Недавно в Гомельской епархии не стало ее старейшего клирика протоиерея Стефана, который являлся ее духовником. В священном сане отец Стефан прослужил 68 лет. За годы своего служения он сумел снискать к себе любовь и уважение гомельчан, а для кого-то и вовсе стать тем человеком, через которого он обрел дорогу к Богу.   

В нашей жизни есть люди, которых я бы назвал знаковыми. Это люди, благодаря которым мы находим ориентиры, помогающие нам возрастать и становиться полноценными личностями. К ним мы часто прибегаем за советами, или же просто глядя на них мы воодушевляемся их примером. В любом случае без этих людей бывает достаточно сложно представить нашу жизнь.

В церковной традиции некоторых из таких людей принято называть духовниками. Разновидностей духовничества бывает много. Это и духовники монастырских общин, перед которыми в монашеской практике принято открывать свои помыслы, чтобы впоследствии стать искусным иноком. Это и наши приходские священники, перед которыми мы исповедуемся и испрашиваем их духовных советов. Это и в какой-то мере наши крестные, в чьи обязанности входит тоже забота о нашем возрастании в вере. А есть просто замечательные глубоко верующие люди, оказывающие на нас положительное влияние.  Под руководством этих людей мы возрастаем в вере и становимся духовно зрелыми людьми.

Я думаю, что практически у каждого верующего человека есть такой духовник (или я бы сказал знаковый человек).

Но как часто случается, в жизни бывают не только очарования, но и разочарования тоже. Одно из них, это когда с нашими духовными наставниками происходит разлука. Этому способствуют или определенные жизненные обстоятельства, или их безвременная кончина. Как правило это все естественно и закономерно.

Из своего опыта лишь могу сказать, что в душе возникает чувство, как будто у тебя почву выбили из-под ног. Теперь ты как слепой котенок, не представляющий себе, как жить дальше. 

Но и в этом кроется особый Промысл Божий о человеке. Я бы даже сказал, что Бог нас таким образом учит ходить самостоятельно. Как любящий родитель обучает своего ребенка делать первые шаги без помощи родительских рук.

Как сказал один мудрый человек о роли духовника. Задача духовника сделать так, чтобы человек научился обходиться без духовника. Т.е. воспитать человека так, чтобы он достиг того возраста, когда на возникающие проблемные вопросы он мог сам находить ответы, не прибегая ни к чьим советам и вести самостоятельную духовную жизнь.

Промысл Божий здесь кроется еще и в том, что перед нами ставится экзамен на нашу духовную зрелость. А некоторые из нас таким образом призываются Господом сами на подобное духовное служение. Т.е. мы призваны однажды стать «знаковыми» людьми если не для всех, то хотя-бы для некоторых. Перед нами ставится новая задача – передать свой накопленный опыт другим и самими стать для кого-то своеобразными «духовниками».

Если бы мы понимали это, то возможно в церковной жизни произошли некоторые положительные перемены. И Церковь смогла бы качественно возрасти. К сожалению, не все люди воспитаны так, чтобы стать способными передавать духовный опыт другим. Чаще всего люди желают, как это ни странно быть ведомыми, и оставшись без духовного окормления они бросаются в поиски за новым лидером. Ведь проще жить перекладывая свои проблемы и ответственность на кого-то другого. Может отчасти это и верно, но все же любой человек, а тем более христианин должен стремиться стать духовно взрослым.

Конечно, путь восхождения человека к духовным высотам очень сложен, и нельзя никогда утверждать, что, пройдя определенный отрезок жизни ты стал кем-то очень значимым и великим. Все не так просто. На самом деле духовному совершенству нет предела. А заразиться пороком гордыни очень легко.

Но что же делать, если ты остался без такого знакового человека и понимаешь, что у тебя есть огромное количество вопросов и духовных потребностей?

Вообще выбор себе духовного наставника дело очень и очень непростое.  А в случае потери такого знакового человека (которых и так днем с огнем не сыщешь), мы ставим перед собой вопрос как быть дальше?

На вопрос о духовных наставниках святитель Игнатий (Брянчанинов) отвечает очень просто: «Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие…Образуй себя чтением их и молитвою в сокрушении духа. Постарайся найти и хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его, – и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость».

А еще, рассуждая о качестве настоящего духовника святитель Игнатий нам напоминает, что главная задача такого наставника — это приводить души ко Христу, а не к себе.  «Наставник пусть, подобно великому и смиренному Крестителю, стоит в стороне, признает себя за ничто, радуется своему умалению перед учениками, умалению, которое служит признаком их духовного преуспевания… Пристрастие делает любимого человека кумиром…И ты, наставник, охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога».

И вот, здесь мы снова слышим слова о роли духовного наставника. Его цель, это привести человека ко Христу! А когда это произошло, тогда радоваться и не мешать самому Христу действовать в человеке!

Когда мы начнем жить имея, внутри себя самого Христа, тогда мы сможем считать, что мы уже немного повзрослели. И может уже в некоторой степени мы становимся «знаковыми» людьми.

Еще одна проблема – это когда человек начинает себя считать уже окончательно оформившимся и ему уже ничего в жизни, как он считает, не нужно. Он и так все умеет и знает. Это на самом деле беда. Т.к. он этим самым положит конец своему развитию.

Как об этом говорил Антон Павлович Чехов:

«Чтобы хорошо жить, по-человечески – надо же работать! Работать с любовью, с верой. А у нас не умеют этого. 

Архитектор, выстроив два-три приличных дома, садится играть в карты, играет всю жизнь или же торчит за кулисами театра. 

Доктор, если он имеет практику, перестаёт следить за наукой, ничего, кроме «Новостей терапии», не читает и в сорок лет серьёзно убеждён, – что все болезни – простудного происхождения…

…Актёр, сыгравши сносно две-три роли, уже не учит больше ролей, а надевает цилиндр и думает, что он гений». 

Также и христианин, если не занимается собой, своим духовным ростом, то он превращается или в некое подобие фарисея, или же вовсе теряет живую и реальную веру, погружаясь в самое опасное состояние теплохладности.

Я бы сказал так, что как бы мы не взрослели, мы все же должны оставаться людьми, всегда ищущими и интересующимися. Никогда нельзя себе позволять останавливаться в чем бы то ни было. Всегда нужно стремиться к развитию.

Когда святитель Феофан Затворник покинул свою архиерейскую кафедру и ушел в затвор в Вышенскую пустынь, где он прожил 24 года, то и тогда, будучи человеком весьма одаренным и целеустремленным, он не бросил работать над собой. Причем не только духовно, но и душевно тоже!

Как он сам писал об этом: «Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашивают его: как тебе не скучно? Он отвечает: мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю-делаю и никак не успеваю переделать, пока закрою их».

И на самом деле, помимо обширной переписки и составления своих духовных сочинений (которые на сегодняшний день объединены в 26 томов!), а также молитвенного подвига (ежедневно совершая Божественную литургию) святитель Феофан посвящал свой досуг саморазвитию и самообразованию.

Так, в своей келье (а это был целый этаж здания) он занимался живописью, резьбой по дереву, токарным и переплетным делом. У него даже имелись фотоаппарат, микроскоп и телескоп! И это все в затворе, в который он удалился в возрасте 51 года. Причем многое из перечисленного ему предстояло освоить впервые!

В 56-тилетнем возрасте он начинает учиться игре на фисгармонии, а после ее поломки и последующей продажи занялся обучением игре на скрипке. В 60 лет обучается переплетному мастерству, а в 62 года он активно осваивает резьбу по дереву. В свои 74 года он продолжает активно заниматься иконописью. И это все не выходя за пределы своей кельи. Его затворническая жизнь была гораздо богаче и многообразнее, чем наша вольная, да еще и в 21-м веке.

Вот уж какой монах и затворник. Мне кажется, он даже и никогда и не задумывался сколько ему лет. Он просто жил и творил. А если бы у него было такое мышление как у нас, то мы о нем и не узнали бы вовсе никогда.

Кстати, когда он скончался, то по воспоминаниям очевидцев при облачении его тела на его лице просияла улыбка. Такой он был жизнерадостный затворник.

Я всегда, когда вспоминаю его житие исполняюсь радости и оптимизма, понимая, что жизнь и движение вперед не должны ограничиваться ни возрастом, ни положением. Верю, также, что святитель Феофан и сейчас осваивает для себя что-то новое. Ведь наша жизнь и там будет полна сюрпризов и открытий!

Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print