



















































Божественную литургию в день памяти священномученика Алексия Кротенкова 18 апреля 2021г. Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в храме святителя Николая Чудотворца д.Неглюбка.
Высокопреосвященнейшему сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, настоятель прихода протоиерей Феодор Еремейчик и духовенство благочиния.
Во время Литургии были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира белорусскому народу и прекращении распространения вредоносного поветрия.
За богослужением настоятель прихода протоиерей Феодор Еремейчик был награжден очередной церковной наградой – палицей.
По заамвонной молитве Высокопреосвященнейший Стефан и сослужащие священнослужители совершили славление священномученику Алексею Кротенкову.
По завершении богослужения архиепископ Стефан обратился к молящимся со словом назидания, после чего поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение.

Священномученик Алексий Ирбитский (Кротенков). Уроженец д. Неглюбка, Ветковского района он пострадал за веру Христову 18 апреля 1930 года в Уральской области.
На Гомельщине священномученик Алексий прожил около 30-ти лет своей жизни и сегодня мы по праву считаем его одним из небесных покровителей Гомельской епархии.
Священномученик Алексий родился в 1878 году в селе Неглюбка Верещагской волости Суражского уезда Черниговской губернии в семье белорусского крестьянина Петра Кротенкова. В 1902 году Алексей окончил Приснянскую учительскую школу и, выдержав экзамен, поступил работать учителем в церковноприходскую школу в селе Неглюбка. По окончании Пастырских курсов в Москве Алексей Петрович 13 марта 1911 года был рукоположен во священника к церкви в поселке Ушкевском Туринского уезда Тобольской губернии. В 1915 году он был переведен в храм в село Нижне-Романовское Тобольского уезда, а в 1929 году – в храм во имя святителя Николая в селе Ницинском Ирбитского округа Уральской области, где прослужил до дня своего ареста в 1930 году.
В 1925 году церковь в селе была захвачена обновленцами, но, благодаря настойчивому неприятию их верующими села, храм снова перешел к православным. В состав прихода, кроме самого села, входило четыре деревни с общим числом верующих в 2160 человек. Хотя отцу Алексию и недолго пришлось подвизаться в этом селе, но он обнаружил себя здесь ревностным пастырем и проповедником, заслужив этим любовь прихожан.
В конце 1929 года безбожные власти в селе Ницинском приняли решение закрыть храм. После того, как все обязательные платежи были приходом уплачены, а один налог даже дважды, сельсовет потребовал уплаты дополнительного страхового платежа в сумме 524 рубля. Поскольку заплатить такую сумму для прихода было непросто, отец Алексий послал старосту храма к благочинному, чтобы тот посоветовал, как поступить. Благочинный направил старосту в Ирбитский финансовый отдел, заметив, что в любом случае налог нужно будет платить, но надо справиться о порядке платежа в финансовом отделе.
Староста передал благочинному и слова настоятеля храма, что даже в случае отказа прихожан платить налог, как несправедливый и непосильный, отец Алексий решил все же церковь не отдавать, остаться в храме с некоторыми прихожанами, пока не выяснится дело, а до тех пор всеми силами охранять храм от захвата его безбожниками.
Церковный совет постановил собрать сразу же после праздника Рождества Христова общее приходское собрание.
8 января 1930 года на собрание в храм пришли пятьсот двадцать пять человек; оно проходило в присутствии председателя сельсовета и местного милиционера. Староста сообщил, что от храма потребовали уплаты 1196 рублей. Прихожане, услыхав эту цифру стали возмущаться. Собрание проголосовало единогласно против.
Утром председатель сельсовета и милиционер, взяв с собой старосту, пришли в храм. Милиционер громко всем объявил, что поскольку группа верующих отказалась от уплаты налога, церковь до выяснения вопроса будет закрыта. Отец Алексий, члены церковного совета и прихожане, остались ночевать в храме.
16 января староста был арестован у здания районного исполкома. Безбожники уже приняли решение не допустить службы на праздник Крещения, когда будет большое стечение народа, и до этого арестовать священника.
Вечером того же дня отец Алексий вышел с супругой из церкви и по темной, пустынной улице направился к дому, где сразу же был арестован приехавшими из Ирбита сотрудниками ОГПУ и заключен в ирбитскую тюрьму.
25 марта 1930 года было составлено обвинительное заключение. «В начале 1929 года Окружной отдел имел сведения, – писали сотрудники ОГПУ в обвинительном заключении, – что кулаки, бывшие каратели и белогвардейцы, являясь членами церковного, поставив задачей активную борьбу против советской власти, против коллективизации сельского хозяйства».
11 апреля 1930 года тройка ОГПУ приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Кротенков был расстрелян 18 апреля 1930 года и погребен в общей безвестной могиле.