Церковный календарь – дело тонкое и деликатное. Малейшие изменения в нем всегда истолковывались как страшное преступление. А прописанные в нем праздники и вовсе не имели быть права неправильно или иносказательно истолкованными! Все до буквы должно соблюдаться и никак иначе!
24 мая по новому стилю празднуется память святых Мефодия и Кирилла. Но так, конечно же было не всегда. В старых месяцесловах день этот носил другое название, звучавшее как «Обновление Царьграда».
Что же это за Царьград такой, и кто его обновил?
Празднование это связано с переносом столицы Римской империи из Рима в Константинополь и объявлением его Новым Римом. Это произошло в 324 году. В последствии для христиан восточной Римской империи событие это стало архиважным, и особенно в связи нараставшей напряженностью между ими и представителями западного христианства, как знак политического и духовного превосходства над своими оппонентами. Вот почему оно и вошло в церковный календарь и еще очень долго там оставалось. Пока его на Руси постепенно не вытеснила память равноапостольных Кирилла и Мефодия. Установление дня их памяти относится лишь ко второй половине 19-го века.
Народ же особо не воспринимал подобные подмены, и из-за глубоко укоренившейся традиции привязывать церковный календарь к сельскохозяйственным нуждам, праздник этот в своей памяти он сохранил.
Сегодня на Полесье (особенно этим славна современная Брагинщина и Хойникщина) если вы спросите у какой-либо церковной бабушки о том, что празднуется 24 мая, то вы конечно же услышите в ответ странное название «Царь-град» или «Целагряд». Праздник этот настолько велик, что в этот день запрещено выполнять любые сельскохозяйственные работы.
Рассказывали об одном председателе колхоза, которому мать запретила в этот день работать не только самому, но и подчиненным запрещать подобные выходки. Что собственно он и сделал, объявив в своем хозяйстве выходной. И это в советские времена!
А почему же этот праздник настолько почитаем? Что связывает наше белорусское Полесье с далеким Стамбулом?
Все дело кроется в церковно-славянском наименовании «Обновление Царя града». Прочёв или услышав подобное название, но не потрудившись узнать историю его происхождения, люди включали в работу своё воображение, на которое наслаивались еще и некоторые элементы языческих верований, продолжавшие жить в народной памяти.
По их мнению «Царьград» — это не административная единица, а вполне себе реальная личность. Это какой-то дух который в небесной иерархии заведует ничем иным, как градом. Градом не в смысле города, а в смысле атмосферного явления.
Если же в этот день работать на поле, то жди того, что пойдет град и уничтожит весь урожай. Видимо, царь обидится.
Некоторые исследователи в этом видят отголоски почитания Перуна, дошедшие до наших дней.
Но как бы там ни было праздник этот пусть и в исковерканном виде, но всё еще жив.
Пример этот, я думаю важен. Нельзя церковные тексты и символы воспринимать настолько буквально, как это делали наши предки, даже не потрудившись поподробнее узнать о их сути и содержании. И не всегда простота бывает права, как иногда любят ей прикрываться всякие невежды.
С праздником!
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых