КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

Июль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

ГОДОВОЙ АРХИВ

19.10.2021

Гомельская Епархия

Белорусской Православной Церкви

Заступница земли Гомельской

Наша Гомельская святыня, древняя чудотворная Скитковская икона Божией Матери хранилась в Терешковском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, который был основан недалеко от Гомеля, на берегу Сожа, рядом с родовым имением шляхтичей Климовичей – Терешковичи. Основал монастырь инок Варлаам из рода Климовичей.

Околица Терешковичи, от которой и получил свое первоначальное название монастырь, возникла в XVI веке, в 30 верстах от Гомеля, вниз по р.Сожу, на границе с Московским государством. Тогда правительство Великого княжества Литовского, по возвращении Гомеля от Москвы, осознало необходимость заселения границы военным сословием – боярами, и образовало около замков множество новых селений, получивших название «околиц».В иночестве основатель монастыря носил имя Варлаама, а в схиме Варсонофия. Он же принес в обитель из Киева и древний образ Пресвятой Богородицы.

Икона эта была писана на липовой доске размерами 7 вершков вышины и 6 вершков ширины (31,15х26,7см.). По изображению она имела большое сходство с Почаевской иконой Божией Матери, а по живописи напоминала икону святителя Николая Мокрого (XI в.), что до войны хранилась в Киевском Софийском соборе (в наши дни находится в США).Пресвятая Дева, с печальным ликом, держит Богомладенца на правой руке и слегка склонила к Нему голову. Младенец Иисус Христос, как бы желая утешить Свою Пречистую Матерь, прильнул лицом к Пресвятой Деве. Весь образ, за исключением ликов, был закрыт серебряной позлащен-ной ризой, которая была изготовлена в Петербурге в 1810 году. Бывшая на иконе до того времени более древняя риза была утрачена еще до революции. Над главами Божией Матери и Богомладенца были укреплены сделанные униатами королевские короны, вместо бывших древних венцов.

Святая икона источала чудеса уже в древности. Об этом свидетельствовало множество серебряных подвесок в виде рук, глаз, сердец, ног и т. п., которыми была увешана св. икона в благодарность за исцеления. Сохранились известия, что в монастырь притекали тогда «разныя особы с целой Украины.» Одни благодарили Матерь Божию за дарованные исцеления, другие просили у Нее милости; иные совершали поминовения усопших, заказывали сорокоусты и т. п., и по вере своей, получив исполнение прошений от Царицы Небесной и насладившись благолепием монастырского служения, уезжали домой с умиротворенной душой.

Вероятно тогда же, рядом с монастырём возникло поселение, названное Скитком, существующее и в наши дни. Впоследствии и Терешковская обитель начала именоваться Скитской, или Скитковской. От нее получило свое название и чудотворная икона.Однако монастырь недолго оставался в православии, и в 1743 году был отобран в унию. Церковь была возвращена православным лишь в 1795 г., но монастырь возрожден уже не был. При возвращении церкви из нее постарались забрать все имущество, так что Скитковский приход оказался одним из самых бедных в Белорусской епархии.

Сильно желали униаты забрать с собою и чудотворную икону Божией Матери. Сначала они скрыли ее в монастырском огороде, в конопле, но Божия Матерь чудесно указала нахождение Своей иконы одной богобоязненной женщине, и святая икона была вновь поставлена в церкви. Тогда униаты, пред самым выездом из монастыря, запрятали икону в один из своих многочисленных сундуков, но принимавший церковь гомельский протоиерей Григорович обнаружил их злой умысел и икона снова была возвращена в церковь. В 1876-1878 гг. в Скитке был возведен каменный храм.

С течением времени жизнь в Скитке вошла в обычную колею и богомольцы снова тысячами стали притекать к иконе Божией Матери, прося у Нее помощи в своих скорбях и болезнях. Многие больные, не могшие встать с одра, приглашали причт со святой иконой к себе на дом и там получали исцеления. Такие путешествия совершались часто и на очень далекие для того времени расстояния. Особенно часто чудеса исцеления истекали от св. иконы для детей и матерей-родительниц.

Лишь немногие из многочисленных чудес, происшедших у святой иконы, дошли до нас. Некоторые из них мы здесь приводим:

1) Служивший в Петербурге, в одном из министерств, брат скитковского священника Бардовский заболел там тяжкою болезнью. Врачи петербургские объявили болезнь неизлечимой и больной начал готовиться к смерти. В это время он увидел во сне благолепную женщину в скромном одеянии, которая объявила ему, что если он оденет бедную женщину, находящуюся в Скитке, то выздоровеет. Проснувшись, больной тотчас же написал скитковскому священнику, прося его указать бедную женщину. Но среди жителей Скитка не было в то время ни одной настолько бедной женщины. После долгих размышлений, священник и болящий пришли к выводу, что под одеянием бедной женщины надо разуметь ризу к иконе Божией Матери. Больной тотчас заказал серебряную ризу и когда ею украсили икону (в 1810 г.), он, по молитве, выздоровел.

2) Несколько позже у сына священника Шимковича разболелась рука. Сначала ее скорчило, а потом начали гнить и отваливаться суставы на пальцах. Врачи заявили, что спасти жизнь ребенка можно только отнятием руки. Бедная мать не согласилась на это и прибегла к помощи Матери Божией пред Ее Скитковской иконой. И по ее усердной молитве, гниение костей прекратилось, язвы закрылись, рука выпрямилась, только кисть руки осталось несколько испорченной от выпавших раньше суставов.

3) Наконец, в наши дни, у крестьянина села Бобович П. была дочь, болевшая эпилепсией (падучей болезнью). Болезнь эта почти не поддается лечению, и отец, после бесполезных обращений к медикам, совсем отчаялся в выздоровлении дочери. Наконец, он обратился с мольбой к Божией Матери у Скитковской иконы. И по вере его болезненные припадки у дочери прекратились в тот же день, и она выздоровела.

4) В недавние же годы произошло и следующее исцеление. Жена хуторянина Я. болела ревматизмом. С течением времени болезнь так усилилась, что больная не могла ходить и принуждена была лежать в постели. По просьбе ее, Скитковская икона Божией Матери была привезена к ней в дом, и над болящею был совершен молебен. После молебна больная почувствовала себя лучше, а потом и совершенно выздоровела.

Много и иных чудес совершилось пред святою Скитковской иконой, по молитвам Заступницы мира за нас грешных.Святая икона хранилась в Скитковской церкви при левом клиросе, в высоком киоте, осененном резными изображениями Духа Святого и сонма херувимов и серафимов. Вокруг киота по краям вязью был написан тропарь: «Богородице Дево, радуйся…» а внизу иконы находилась следующая надпись: Всем скорбящим радость и обидимым предстательница, алчущим питательница, странным утешение, обуреваемым пристанище, болящим посетительница, озлобленным покров и заступление, и жезл слепым, Мати Бога Вышняга Ты еси Пречистая, моли спастися рабом твоим.

Храмовый праздник в Скитке происходил в день Рождества Пресвятой Богородицы 21/8 сентября, но чествование св. иконы совершалось в десятую пятницу по Пасхе, когда в Скиток стекались многие тысячи богомольцев. Шляхтичи Климовичи, как наследники Терешковского монастыря, благоговейно приносили св. икону в свою околицу Терешковичи, где пред ней в течении трех дней совершались молебствия в каждом из домов околицы.Древняя монастырская церковь была деревянной, и просуществовала почти 200 лет. В 1878 году на том же древнем городище, где инок Варлаам построил Терешковский монастырь, был возведен каменный храм. Но и эта церковь была окончательно разрушена, хотя уже и не так давно – стены, на которых еще были видны остатки фресок, были снесены после Великой отечественной войны.

Чудотворная Скитковская икона Божией Матери также была утрачена в годы коммунистических гонений. Последние обнаруженные достоверные известия о ней относятся еще к дореволюционному периоду. Мы даже с трудом можем себе представить, как она выглядела. Дошедшая до нас черно-белая фотография, очень плохого качества.

Но, в самом Скитке, в послевоенные годы сохранялся список этой иконы. Это была икона-свеча, которая, по установленной в Беларуси традиции, каждый год переносилась жителями села из дома в дом. По воспоминаниям старо-жилов после войны два скитковца, «дед Пимен и дед Панас», собрав деньги со всего села отправились в Киев, чтобы заказать список Скитковской иконы (выява гэтай іконы првыдзена ў допісе). Из Киева они принесли три иконы, для которых был заказан «станок» – переносной киот, в который они и были установлены. Эти иконы-свечи переносились каждый год из дома в дом. Но со временем, традиция начала прерываться, в итоге в одной из хат иконы остались на долго. Две из них были утеряны, осталась только одна – список Скитковской, которая со временем была передана жителями села гомельским священнослужителям, возрождавшим приход в Терешковичах, где и пребывает в наши дни.

Скитковская Приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы так и не восстановлена. Место находится в запустении, сохранился лишь фундамент храма. Не восстановлен и старинный монастырь – самый древний из известных на Гомельщине православных монастырей.

По благословению Владыки Стефана, недавно была написана икона Божией Матери, названная Скитковской-Гомельской, а также начато возведение в Гомеле храма в честь этого святого образа.При подготовке материала использована брошюра «Скитковская икона Божией Матери», Вильна, Типография «Русский Почин», 1907 г. издания. Предположительный автор текста Евдоким Романович Романов. Материал подготовили: Андрей Ананьев, Алексей Высоцкий, Виктор Жуков. Статья была опубликована в еженедельнике Свято-Никольского монастыря «Правило веры», 14 июня 2015 г., №24 (49)Приход церкви Скитковской иконы Божией Матери. Пересечение улиц И.Мележа и 60 лет СССР (5-й микрорайон), возле дома ул. 60 лет СССР, 30.

Материал подготовили: Андрей Ананьев, Алексей Высоцкий

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.