Наша Гомельская святыня, древняя чудотворная Скитковская икона Божией Матери хранилась в Терешковском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, который был основан недалеко от Гомеля, на берегу Сожа, рядом с родовым имением шляхтичей Климовичей – Терешковичи. Основал монастырь инок Варлаам из рода Климовичей.
Околица Терешковичи, от которой и получил свое первоначальное название монастырь, возникла в XVI веке, в 30 верстах от Гомеля, вниз по р.Сожу, на границе с Московским государством. Тогда правительство Великого княжества Литовского, по возвращении Гомеля от Москвы, осознало необходимость заселения границы военным сословием – боярами, и образовало около замков множество новых селений, получивших название «околиц».В иночестве основатель монастыря носил имя Варлаама, а в схиме Варсонофия. Он же принес в обитель из Киева и древний образ Пресвятой Богородицы.
Икона эта была писана на липовой доске размерами 7 вершков вышины и 6 вершков ширины (31,15х26,7см.). По изображению она имела большое сходство с Почаевской иконой Божией Матери, а по живописи напоминала икону святителя Николая Мокрого (XI в.), что до войны хранилась в Киевском Софийском соборе (в наши дни находится в США).Пресвятая Дева, с печальным ликом, держит Богомладенца на правой руке и слегка склонила к Нему голову. Младенец Иисус Христос, как бы желая утешить Свою Пречистую Матерь, прильнул лицом к Пресвятой Деве. Весь образ, за исключением ликов, был закрыт серебряной позлащен-ной ризой, которая была изготовлена в Петербурге в 1810 году. Бывшая на иконе до того времени более древняя риза была утрачена еще до революции. Над главами Божией Матери и Богомладенца были укреплены сделанные униатами королевские короны, вместо бывших древних венцов.
Святая икона источала чудеса уже в древности. Об этом свидетельствовало множество серебряных подвесок в виде рук, глаз, сердец, ног и т. п., которыми была увешана св. икона в благодарность за исцеления. Сохранились известия, что в монастырь притекали тогда «разныя особы с целой Украины.» Одни благодарили Матерь Божию за дарованные исцеления, другие просили у Нее милости; иные совершали поминовения усопших, заказывали сорокоусты и т. п., и по вере своей, получив исполнение прошений от Царицы Небесной и насладившись благолепием монастырского служения, уезжали домой с умиротворенной душой.
Вероятно тогда же, рядом с монастырём возникло поселение, названное Скитком, существующее и в наши дни. Впоследствии и Терешковская обитель начала именоваться Скитской, или Скитковской. От нее получило свое название и чудотворная икона.Однако монастырь недолго оставался в православии, и в 1743 году был отобран в унию. Церковь была возвращена православным лишь в 1795 г., но монастырь возрожден уже не был. При возвращении церкви из нее постарались забрать все имущество, так что Скитковский приход оказался одним из самых бедных в Белорусской епархии.
Сильно желали униаты забрать с собою и чудотворную икону Божией Матери. Сначала они скрыли ее в монастырском огороде, в конопле, но Божия Матерь чудесно указала нахождение Своей иконы одной богобоязненной женщине, и святая икона была вновь поставлена в церкви. Тогда униаты, пред самым выездом из монастыря, запрятали икону в один из своих многочисленных сундуков, но принимавший церковь гомельский протоиерей Григорович обнаружил их злой умысел и икона снова была возвращена в церковь. В 1876-1878 гг. в Скитке был возведен каменный храм.
С течением времени жизнь в Скитке вошла в обычную колею и богомольцы снова тысячами стали притекать к иконе Божией Матери, прося у Нее помощи в своих скорбях и болезнях. Многие больные, не могшие встать с одра, приглашали причт со святой иконой к себе на дом и там получали исцеления. Такие путешествия совершались часто и на очень далекие для того времени расстояния. Особенно часто чудеса исцеления истекали от св. иконы для детей и матерей-родительниц.
Лишь немногие из многочисленных чудес, происшедших у святой иконы, дошли до нас. Некоторые из них мы здесь приводим:
1) Служивший в Петербурге, в одном из министерств, брат скитковского священника Бардовский заболел там тяжкою болезнью. Врачи петербургские объявили болезнь неизлечимой и больной начал готовиться к смерти. В это время он увидел во сне благолепную женщину в скромном одеянии, которая объявила ему, что если он оденет бедную женщину, находящуюся в Скитке, то выздоровеет. Проснувшись, больной тотчас же написал скитковскому священнику, прося его указать бедную женщину. Но среди жителей Скитка не было в то время ни одной настолько бедной женщины. После долгих размышлений, священник и болящий пришли к выводу, что под одеянием бедной женщины надо разуметь ризу к иконе Божией Матери. Больной тотчас заказал серебряную ризу и когда ею украсили икону (в 1810 г.), он, по молитве, выздоровел.
2) Несколько позже у сына священника Шимковича разболелась рука. Сначала ее скорчило, а потом начали гнить и отваливаться суставы на пальцах. Врачи заявили, что спасти жизнь ребенка можно только отнятием руки. Бедная мать не согласилась на это и прибегла к помощи Матери Божией пред Ее Скитковской иконой. И по ее усердной молитве, гниение костей прекратилось, язвы закрылись, рука выпрямилась, только кисть руки осталось несколько испорченной от выпавших раньше суставов.
3) Наконец, в наши дни, у крестьянина села Бобович П. была дочь, болевшая эпилепсией (падучей болезнью). Болезнь эта почти не поддается лечению, и отец, после бесполезных обращений к медикам, совсем отчаялся в выздоровлении дочери. Наконец, он обратился с мольбой к Божией Матери у Скитковской иконы. И по вере его болезненные припадки у дочери прекратились в тот же день, и она выздоровела.
4) В недавние же годы произошло и следующее исцеление. Жена хуторянина Я. болела ревматизмом. С течением времени болезнь так усилилась, что больная не могла ходить и принуждена была лежать в постели. По просьбе ее, Скитковская икона Божией Матери была привезена к ней в дом, и над болящею был совершен молебен. После молебна больная почувствовала себя лучше, а потом и совершенно выздоровела.
Много и иных чудес совершилось пред святою Скитковской иконой, по молитвам Заступницы мира за нас грешных.Святая икона хранилась в Скитковской церкви при левом клиросе, в высоком киоте, осененном резными изображениями Духа Святого и сонма херувимов и серафимов. Вокруг киота по краям вязью был написан тропарь: «Богородице Дево, радуйся…» а внизу иконы находилась следующая надпись: Всем скорбящим радость и обидимым предстательница, алчущим питательница, странным утешение, обуреваемым пристанище, болящим посетительница, озлобленным покров и заступление, и жезл слепым, Мати Бога Вышняга Ты еси Пречистая, моли спастися рабом твоим.
Храмовый праздник в Скитке происходил в день Рождества Пресвятой Богородицы 21/8 сентября, но чествование св. иконы совершалось в десятую пятницу по Пасхе, когда в Скиток стекались многие тысячи богомольцев. Шляхтичи Климовичи, как наследники Терешковского монастыря, благоговейно приносили св. икону в свою околицу Терешковичи, где пред ней в течении трех дней совершались молебствия в каждом из домов околицы.Древняя монастырская церковь была деревянной, и просуществовала почти 200 лет. В 1878 году на том же древнем городище, где инок Варлаам построил Терешковский монастырь, был возведен каменный храм. Но и эта церковь была окончательно разрушена, хотя уже и не так давно – стены, на которых еще были видны остатки фресок, были снесены после Великой отечественной войны.
Чудотворная Скитковская икона Божией Матери также была утрачена в годы коммунистических гонений. Последние обнаруженные достоверные известия о ней относятся еще к дореволюционному периоду. Мы даже с трудом можем себе представить, как она выглядела. Дошедшая до нас черно-белая фотография, очень плохого качества.
Но, в самом Скитке, в послевоенные годы сохранялся список этой иконы. Это была икона-свеча, которая, по установленной в Беларуси традиции, каждый год переносилась жителями села из дома в дом. По воспоминаниям старо-жилов после войны два скитковца, «дед Пимен и дед Панас», собрав деньги со всего села отправились в Киев, чтобы заказать список Скитковской иконы (выява гэтай іконы првыдзена ў допісе). Из Киева они принесли три иконы, для которых был заказан «станок» – переносной киот, в который они и были установлены. Эти иконы-свечи переносились каждый год из дома в дом. Но со временем, традиция начала прерываться, в итоге в одной из хат иконы остались на долго. Две из них были утеряны, осталась только одна – список Скитковской, которая со временем была передана жителями села гомельским священнослужителям, возрождавшим приход в Терешковичах, где и пребывает в наши дни.
Скитковская Приходская церковь Рождества Пресвятой Богородицы так и не восстановлена. Место находится в запустении, сохранился лишь фундамент храма. Не восстановлен и старинный монастырь – самый древний из известных на Гомельщине православных монастырей.
По благословению Владыки Стефана, недавно была написана икона Божией Матери, названная Скитковской-Гомельской, а также начато возведение в Гомеле храма в честь этого святого образа.При подготовке материала использована брошюра «Скитковская икона Божией Матери», Вильна, Типография «Русский Почин», 1907 г. издания. Предположительный автор текста Евдоким Романович Романов. Материал подготовили: Андрей Ананьев, Алексей Высоцкий, Виктор Жуков. Статья была опубликована в еженедельнике Свято-Никольского монастыря «Правило веры», 14 июня 2015 г., №24 (49)Приход церкви Скитковской иконы Божией Матери. Пересечение улиц И.Мележа и 60 лет СССР (5-й микрорайон), возле дома ул. 60 лет СССР, 30.
Материал подготовили: Андрей Ананьев, Алексей Высоцкий