КАЛЕНДАРЬ ПУБЛИКАЦИЙ

Ноябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

ГОДОВОЙ АРХИВ

18.05.2022

Гомельская Епархия

Белорусской Православной Церкви

КОГДА СЕРДЦЕ НЕ НА МЕСТЕ.УЖЕ НЕ ЛЕТО

Александр Елопов – преподаватель библейско-богословских курсов Гомельской епархии БПЦ, многолетний ведущий православной духовно-просветительской программы «Ключ разумения» (теперь на YouTube)

Наблюдая за тем, как множатся вокруг признаки осени, я вновь и вновь начинаю сам себе нашёптывать одно стихотворение Арсения Тарковского (1907–1989) – самое известное, то, которое и вы, наверняка, если не читали, то слышали…

Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.
Всё, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло.
Только этого мало.
Только этого мало.
Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Всё горело светло.
Только этого мало.
Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло.
Только этого мало.
Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло.
Только этого мало.

Красивые слова, но боюсь, что в вашей памяти они звучат под весёлую танцевальную музыку и в задорном исполнении Софии Ротару. На самом деле Арсений Тарковский никого не собирался своим стихотворением ни веселить, ни подбадривать. Пересмотрите фильм «Сталкер», снятый при жизни поэта его сыном Андреем. Там достопамятные строки читает актер Александр Кайдановский – задыхающимся голосом, с запрокинутым скорбным лицом и нервными движениями пальцев. 

ЧТО-ТО С НАМИ НЕ ТАК

Конечно же, этот стих – не о банальной смене сезонов и не о досаде тех, кто не успел как следует прожариться под летним солнцем. Слова, которые я процитировал в октябре, способны тронуть сердце и в январе, и в мае, и в июле, поскольку чувство большей или меньшей неудовлетворённости жизнью посещает нас без строгой привязки к календарю. 

Впрочем, почему только посещает? Разве не сидит оно в наших душах безвылазно, никогда не давая нам ни сполна обрадоваться, ни до конца успокоиться? В принципе, любой взрослый человек мог бы о себе сказать: «Я чувствую, что пришёл в этот мир для чего-то лучшего, чем то, что у меня сейчас есть! Или мне что-то недодали, или я что-то недобрал, или что-то очень важное было мною потеряно… В любом случае оно должно стать моим, а иначе сердце моё не будет на месте!».

Уверен, что такие переживания знакомы всем нам, хоть и не все мы умеем или хотим их высказать. Но дела наши, вся драма человеческой истории, всё то, что мы называем прогрессом, говорят за себя. Люди отправляются путешествовать и завоёвывать мир, совершают открытия и революции, меняют работу, любимых, внешность, гражданство, пол, ходят по головам друг друга… – шаг за шагом расширяя пределы своих возможностей, потребностей, амбиций. Ибо им (нам!) постоянно – мало, мало, мало достигнутого! 

МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Русская пословица гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Задумывались ли вы когда-нибудь, как далеко мы способны зайти, продвигаясь в этом направлении?

В фильме Мэла Гибсона «Апокалипсис» старый индейский шаман рассказывает своим соплеменникам следующий миф. Однажды звери хотели утешить загрустившего человека. Каждый из них подарил ему какую-то способность: стервятник – остроту зрения, ягуар – силу лап, змея – знания земных глубин и т. д. Но человек оставался неспокоен. И тогда мудрая сова сказала: «Я вижу что-то в человеке – словно голод, который невозможно насытить. Это заставляет его грустить и желать. Он будет брать и брать, пока мир не скажет ему: “Мне больше нечего дать тебе…”». Здесь рассказ обрывается, но, логически рассуждая, к нему надо добавить ещё несколько слов: «…и наступит конец».

Понятно, что история с разговаривающими животными кажется нам фантастической. Вот только правда жизни может выглядеть ещё более невероятно.

Вам приходилось слышать о международном движении трансгуманизма (от лат. trans – сквозь, через, за и homo – человек)? Его участники (а среди них есть крупные учёные, философы, изобретатели, политики и бизнесмены), по сути, устали быть людьми. По их мнению, человек старой (нашей) формации уже не способен обеспечивать дальнейший прогресс техносферы и контролировать её состояние. Он должен буквально преодолеть себя, уступив место на Земле принципиально иному существу – бессмертному, бесполому, с телом киборга или голограммы, с оцифрованным сознанием, которое передаётся через компьютерные сети и прописывается на новых носителях…

А мы-то с вами смеялись над старухой из пушкинской сказки о рыбаке о рыбке, которая, начав с пожелания нового корыта, быстро возмечтала стать владычицей морскою! Однако так ли сильно мы отличаемся от неё сами? Да, у нас уже нет надежды на встречу с золотой рыбкой. Но не туманит ли наши головы вера во всемогущество науки, чудеса техники и безграничную свободу человеческой самореализации?  

НАШИ ПЕРСПЕКТИВЫ

Вот российский трансгуманист Андрей Ариянов говорит, что настала пора отбросить «…ментальность смертных людей-временщиков, людей, ищущих лишь земное, лишь временное и тленное… <…> Если мы стремимся стать как боги, описанные в любой древней культуре – в индийской, скандинавской, египетской или греко-римской, – нам нужно учиться думать, как они, привыкать сначала на уровне ума быть бессмертными, привыкать оперировать сотнями тысяч временных циклов».

А вот шведский философ Ник Бостром, один из создателей Всемирной ассоциации трансгуманистов, обещает: «В качестве постчеловека вы будете обладать умственными и физическими возможностями, далеко превосходящими возможности любого не модифицированного человека. <…> Ваше тело не будет подвержено заболеваниям, и оно не будет разрушаться с возрастом, что обеспечит вам неограниченную молодость и энергию. Вы сможете получить гораздо большие способности испытывать эмоции, удовольствие и любовь или восхищаться красотой. Вам не придется испытывать усталость или скуку и раздражаться по мелочам».

Ну и что, вас радуют такие перспективы? Меня – нет. Я мог бы задать тому же Нику Бострому целый ряд тревожных вопросов. Например, какая любовь может быть у существ, лишенных и возможности, и необходимости создавать семьи, заботиться о детях и стариках, хранить верность друг другу и совершать акты самопожертвования? Будут ли наслаждаться жизнью и развивать культуру «постлюди», на которыми не тяготеют ни смерть, ни нужда? Не приведет ли успех трансгуманистического проекта к порабощению и уничтожению «немодифицированной» части человечества? 

Кроме того, как христианин и читатель Библии, я помню, кто обещал самым первым людям: «…нет, не умрёте, но <…> будете, как боги…» (Быт. 3: 4–5). Сатана, наш исконный искуситель и враг.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ХРИСТИАНИНА

Поверив дьявольским посулам, Адам и Ева разорвали ту близость с Богом, которая изначально составляла норму человеческой жизни. Под тяжестью совершённого выбора всё человечество провалилось в мир нескончаемой суеты, неутолимых желаний, неотвязчивых соблазнов, неотвратимой смерти. За много веков мы привыкли к нему, хотя, по учению Христианской Церкви, наша подлинная Родина всё-таки не здесь – она там, куда верующие люди возносят свои молитвы.   

Например, такие:

«Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя, и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих, – человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты противостоишь гордым. <…> Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя; и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». 

Скорее всего, Арсений Тарковский знал эти строки, с которых начинается «Исповедь» блаженного Августина Аврелия (354–430). Ибо сам поэт являлся православным христианином и даже более того – ценителем религиозной философии и богословской литературы. Ему была понятна и близка тема неприкаянности человека, не обретшего Бога. Думаю, что трансгуманизм ужаснул бы, но не удивил Тарковского – как уродливый выверт нашей богоустановленной тяги к бесконечному совершенствованию.

Перечитайте ещё раз стих об ушедшем лете. Поймите, его главная печаль не в том, что на дворе уже стоит осень, а в том, что любая земная радость, любой наш успех – это только жалкая и дразнящая тень утраченного райского блаженства. 

Чтобы заменить Божью любовь, нам и целого мира будет мало! Вы никогда об этом не задумывались?

газете «Советский район». 16 октября 2019 г. (№ 42)

X