Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Христианские святые, как свидетели веры и истины

В стенах Гомельского государственного технического университета им. П.О.Сухого 30 марта 2022 года состоялась встреча протоиерея Александра Лопушанского, настоятеля храма священномученика Алексия Лельчицкого, председателя Комиссии по канонизации святых Гомельской епархии со студентами университета.

«Христианские святые, как свидетели веры и истины» – тема на которую беседовал священнослужитель с молодыми людьми.

Историческая память народа – штука очень коварная и даже умозрительные путешествия по страницам истории требуют от человека немалого мужества. Из истории, как из карточной колоды, можно вынуть любой факт, превратив его в неубиваемый козырь в политической игре. А можно, с опорой на историческую память, укрепить самосознание народа, направив его на духовное совершенствование.

История вбирает в себя не только эпохальные события, но и имена людей, которые оставили заметный след, повлияв на судьбу своего народа. Память об этих людях, при этом, может быть как светлой, так и мрачной, а то и зловещей. В этом ряду особое место занимают святые, те, кого христианская церковь прославила и почитает как светочей духовности.

В православной традиции выработаны определенные чины святости, в зависимости от образа жизни канонизированного человека, его социального и духовного служения и обстоятельств смерти. Так, есть равноапостольные, святители, преподобные, юродивые (блаженные), праведные, страстотерпцы, мученики, исповедники.

В ХХ веке в советский период Русская Православная Церковь на волне антирелигиозной кампании подверглась гонениям. Это привело не только к большим жертвам среди духовенства и верующих, но и породило новых мучеников за веру. Однако среди новомучеников были не только жертвы большевистского террора.

Иеромонах Александр Вишняков в годы Первой мировой войны был полковым священником, имел награды. В годы гражданской войны помогал всем нуждающимся, невзирая на их политические пристрастия и национальность. Прятал, например, от петлюровских погромов киевских евреев. Он не избежал сталинских лагерей, но перед началом Великой Отечественной войны успел вернуться в Киев. Когда нацисты начали сгонять людей в Бабий Яр, священник спасал людей, на сколько хватало его сил. Поначалу немцы отнеслись к нему благосклонно, поскольку священник хорошо владел немецким языком и был узником сталинских лагерей. Но в последствии активность священника не понравилась. Для иеромонаха Александра Вишнякова палачи пожалели даже пули, его хотели распять, но утомившись от процесса, облили бензином и сожгли заживо.

На встрече со студентами протоиерей Александр Лопушанский рассказал о таком понятии, как «новомученики и исповедники Русской Церкви», и чем святой отличается от героя, совершившего подвиг и познакомил с жизнью некоторых подвижников.

 Одним из героев рассказа стал архиепископ Митрофан (Краснопольский) (1869-1919). Он в начале ХХ в., будучи викарным епископом в Гомеле, инициировал выпуск первой в Гомеле городской газеты, организовал Гомельское православное братство и общество трезвости. В годы Первой мировой войны епископ Митрофан, возглавляя уже Минскую епархию, многое сделал для организации военных госпиталей. В 1916 г. его перевели на службу в Астрахань, где он принял мученическую кончину. Расстрельная команда отказалась стрелять в архиерея, поскольку он благословил солдат. Приговор привели в исполнение чекисты. Тело владыки Митрофана местные жители выкупили и похоронили, но опасаясь уничтожения могилы, место захоронения держалось в тайне. До сих пор мощи священномученика Митрофана (Краснопольского) не обнаружены.

Отец Александр обратил внимание слушателей на то, что наш город и его окрестности хранят много тайн. Если мы будем внимательными и любознательными, то откроем много интересных страниц для себя. Ну, например, то, что на старинном Новобелицком кладбище сохранились могилы воинов, погибших в годы Первой мировой войны. В той же Новобелице недалеко от кинотеатра «Мир» во дворе жилого дома есть старый гараж, стены которого некогда были стенами синагоги. Один из цехов фабрики «Прогресс» расположился в здании братского Димитровского храма. А недалеко от Добруша находился Макарьевский монастырь, история которого берет свое начало в XVIII в. Местные жители десятилетиями проходили мимо старинных руин, временами беря там кирпич для своих нужд, не подозревая, что это за стены.

Историческая память бывает очень избирательна, но она и глубока. Память о святых – своеобразный иммунитет народа, поскольку святость всегда ориентирует человека на созидание, а не на разрушение, на любовь, а не на ненависть.

Об особенностях памяти рассказывает притча о двух друзьях, путешествовавших по пустыне. В пути они о чем-то поспорили, и один из них дал другому пощечину. Оскорбленный человек почувствовал боль, но ничего не сказав, написал на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину». Они продолжили свой путь. Утомились. Увидев озеро, решили искупаться. Получивший пощечину, начал тонуть, и друг его спас. Придя в себя, он высек на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь». Если нас кто-нибудь обижает, об этом надо писать на песке, чтобы поскорее стер ветер. Но если кто делает нам добро, мы должны высечь это на камне, чтобы так поступали и другие.

Мы периодически сдаем экзамен на духовность. Нравственный выбор касается и нашей исторической памяти. Что культивировать в народном сознании, какие выводы делать с опорой на исторический опыт, – от ответа на эти вопросы зависит и здоровье, и выживание нации. И в этой избирательности важно не ошибиться, что записать на песке, а что высечь на камне.

Материал подготовила Ирина Грищенко, старший преподаватель кафедры СГиПД

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print