Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

«Делал доктор Скоринич Франциск»: Культура молитвы великого полочанина

Гуманист, философ, доктор, переводчик, издатель – кем на самом деле был наш великий земляк –Франциск Скорина? Центральное место в творческом наследии выдающегося полочанина занимают православные молитвенные тексты.

В 2017 году мы отмечали 500-летия начала белорусского книгопечатания. На первый взгляд кажется, что Франциск Скорина никакого отношения к Православной Церкви не имеет. В эти дни мы часто слышали, что Скорина был философом, врачом, гуманистом. Писал ли он философские трактаты? Нет. Переводил ли он книги по медицине, так остро необходимые тогда? Нет. Что же пишет, переводит и издает Скорина? В 1517 году Скорина издает Псалтирь – одну из книг Ветхого Завета, по сей день занимающую ключевое место и в православном богослужении и долгое время занимавшую ключевое место в процессе вхождения в мир грамотности и книжности у множества поколений наших предков. Язык Скорининской Псалтири – церковнославянский белорусского извода. Это издание также имеет знакомое всякому православному человеку разделение на кафизмы, что однозначно позиционирует это издание как предназначенное для православных читателей. В 1525 году Скорина печатает «Апостол» – богослужебную книгу, содержащую часть Нового Завета – Деяния и послания апостолов. Если мы откроем и пролистаем эту книгу (а такая возможность есть сегодня у каждого пользователя интернета) то увидим, что это не какое-то «внеконфессиональное» издание части Нового Завета, а типичное для православной  богослужебной традиции издание, в котором библейский текст разделен на зачала (отрывки, которые читаются в течение всего года по определенному порядку), а за собственно апостольским текстом следует привычная каждому священнослужителю дополнительная часть, где приводятся молитвословия, сопровождающие за богослужением чтение апостола (прокимны, аллилуйя), а также месяцеслов – указатель апостольских чтений на весь церковный год.

Еще более «церковной» является другое известное издание Скорины – т.н. «Малая подорожная книжка», вышедшая в 1522 году – хороший повод отпраздновать 500-летию ее существования. Эта книга среди прочего содержит каноны и акафисты на каждый день недели, и поныне используемые в церковной и домашней молитве православными христианами. Два канона с акафистами из этой книги были написаны самим Скориной: это каноны с акафистом Господу Иисусу Сладчайшему и святому Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Оба акафиста содержат акростих, образуемый из первой буквы каждого тропаря канона, а также кондака и икоса акафиста: «Делал доктор Скоринич Франциск». Акафисты и каноны тогда использовались только православными христианами. А люди, способные к их составлению, должны были обладать очень высокой духовной культурой молитвы и быть очень эрудированными в православном богословии. Именно таким человеком и был Скорина.

Вслед за молитвенными текстами, сочинениями богословского содержания являются предисловия Скорины к изданным им книгам Библии.  Давайте откроем предисловие к «Библии русской» и узнаем философские взгляды нашего земляка: «В этой книге начало и конец всей природной мудрости; Бог Вседержитель познается. В этой книге записаны все законы и права, какими люди должны руководствоваться на земле. В этой книге найдете любые лекарства для души и тела. Здесь добронравное научение философии, что нужно любить Бога ради самих себя и ближнего ради Бога. Здесь порядок всяческого человеческого и любого городского собрания, когда через веру, сочетание любви и согласия умножается общественное добро. Здесь достаточное изложение семи свободных наук». Скорина – настоящий богослов, родившийся в церковной традиции и трудившийся на благо других христиан. 

Протодиакон Павел Бубнов,
преподаватель Минских духовных академии и семинарии,
кандидат богословия.

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print