Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

«БЕЗУМИЕ» ВЕРЫ, «БЕЗУМИЕ» ЛЮБВИ

ГОЛОС ИЗ ПУСТОТЫ

Вам известна притча про атеиста, который сорвался в пропасть?

Он погиб не сразу. Посреди падения ему удалось схватиться за ветку деревца, выросшего в расщелине. Раскачиваясь на пронизывающем ветру и обмирая от ужаса, атеист понял, что надежды на самостоятельное спасение у него нет, впрочем, как нет и людей, которые могли бы прийти на помощь.

– Господи, помилуй! – вдруг закричал он. – Вытащи меня отсюда!

Ответа не последовало. И вообще, с учётом всего, что атеист успел сказать про Бога раньше, его нынешняя мольба звучала как-то… неубедительно. Но просить было больше некого, ветка угрожающе хрустела, руки затекли – и бедняга продолжал отчаянно взывать в пустоту:

– Боже! Я никогда в Тебя не верил, а сейчас верю! И, если Ты поможешь мне, я сохраню эту веру до конца своих дней!

Внезапно из пустоты раздался Голос:

– Нет, не правда. И сейчас не веришь, и потом не будешь. Я знаю таких людей, как ты. Вы много обещаете, а потом не держите данное слово.

От неожиданности и удивления человек чуть было не выпустил ветку из рук:

 – О, Боже! Пожалуйста! Помоги! Я не вру! Я верю! И детей научу верить! Не дай мне погибнуть!

Сил держаться у несчастного уже не было, да и ветка почти полностью отделилась от худосочного ствола. После томительной, ужасающей паузы Голос произнёс:

– Ну, хорошо. Я спасу тебя. РАЗОЖМИ РУКИ.

И прежде, чем оборваться в пропасть окончательно, атеист ещё успел сказать:

– Я что – сумасшедший?!

ПРОБЛЕМА ГАРАНТИЙ

Атеиста из притчи легко понять. Ветка в его ослабевших руках была хоть и не спасительной, но, по крайней мере, реальной, её можно было потрогать и при случае показать всем остальным людям («Люди, ау!»). Но каковы гарантии того, что Голос, звучавший из пустоты и обещавший спасение, на самом деле принадлежал Богу, а не являлся лишь бредом потрясённого человеческого сознания?

Стопроцентных гарантий в таких ситуациях никто вам, конечно, не даст. Вера в Бога – это рискованное предприятие, где до самого конца неясно – обретешь ли ты Вечную Жизнь, или так и не сможешь спасти свою бессмертную душу, возможно, за ее полным отсутствием. В наших отношениях со Всевышним слишком многое находится за пределами здравого смысла, житейского опыта, научно установленных фактов, но в опасной близости к мифам, басням и самообману.

Пути Господни не отмечены на земных картах. Нам о них рассказывает Библия, а провести нас по ним предлагает Церковь. Однако богооткровенный характер Священного Писания и непогрешимость Церкви сами являются предметом веры. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 1:1). Невидимом – которое так сложно бывает отличить от несуществующего!

Философы, богословы, даже академические ученые написали толстые книги с доказательствами того, что Бог есть. Но как давно замечено, приводимые ими аргументы (удивительная упорядоченность мира, наши постоянные ссылки на некий универсальный нравственный закон и т. д.) звучат убедительно лишь для людей, у которых уже сформировалась предрасположенность к тому, чтобы принять факт Божьего существования. Остальные же читают, слушают, а потом говорят с недоумением и смехом: «Ну и что?!».

ВЕРА И ЛЮБОВЬ

Верующий человек похож на влюбленного, вам не кажется?

Любят не за что-то, любят – потому что не могут не любить, не могут не желать близости с тем, кто вдруг стал потрясающе интересен и дорог. Любовь превращает человека в переполненную чашу, которой просто необходимо излиться вовне – и войти в жизнь любимого своей радостью, вниманием, заботой.

Окружающие порой удивляются: «Ну что ты в нем (или ней) нашел (нашла)? Ведь ничего же особенного! Есть гораздо лучшие!». Выходит, любовь слепа? Так часто говорят и о религиозной вере… Но, может быть, взору влюбленного открывается то, что другие не замечают и не ценят? Он нуждается не в «лучших», а в лучшем – вот именно для этого избранного им человека!

Любовь, как и вера в Бога, предполагает доверие, а значит, открытость и уязвимость, риск того, что что-то пойдет не так, как хотелось бы и мечталось. Любимому человеку доверяют свои тайны и берут на хранение его секреты, перед ним обнажаются, если не буквально, то психологически, к нему «прикипают» душой и телом. Любить бывает не только радостно, но также тревожно и больно.

Полюбив (и аналогично – поверив в Бога), мы должны быть готовы к большим испытаниям и жертвам. С милым, конечно, и в шалаше рай, другое дело, предупреждал преподобный Силуан Афонский (1866–1938), что «в Раю нераспятых нет». В любви люди сораспинаются друг другу, взваливают на себя тяготы другого, идут ради него на смерть.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7).

ЖИЗНЬ ЗА ЛЮБИМОГО

Возможно, кто-то сочтет, что процитированные строки апостола Павла рисуют слишком возвышенный образ любви. «Где Вы видели, чтобы так любили? Будьте реалистом!». Кто-то, наверное, даже скажет, что никакой любви нет, а есть только инстинкт, привычка и словесный штамп. Дескать, «любовь придумали русские, чтобы деньги не платить».

Что касается русских… Одной из самых чтимых святых Русской Православной Церкви является блаженная Ксения Петербургская (между 1719 и 1730 – ок. 1802), по мужу Петрова. В возрасте 26 лет она была глубоко потрясена внезапной смертью любимого супруга, скончавшегося без христианского покаяния. Для того, чтобы отмолить перед Господом грехи покойного, Ксения пошла на трудный подвиг юродства (мнимого безумия), делающего человека посмешищем в глазах мира, но придающего особый пламень его молитве.

Женщина отреклась не только от богатого дома и социального статуса (вдовы полковника), но, страшно сказать, от себя самой. В день похорон мужа она надела на себя его одежду и заявила родственникам и друзьям: «Андрей Феодорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла». С тех пор Ксения откликалась только на имя покойного и до самой смерти вела жизнь бесприютной нищенки.

После того, как мужнина одежда на ней истлела, Ксения стала прикрывать тело жалкими лохмотьями, а на босых, распухших от мороза ногах носила рваные башмаки. Днями женщина, словно безумная, бродила по городу, а ночной порой, как подсмотрели люди, выбиралась в поле и творила там многочасовую молитву с земными поклонами. Милостыню, которую ей предлагали, она, если и брала, тут же раздавала другим нищим.        

Когда на Смоленском кладбище развернулось строительство новой каменной церкви, Ксения стала по ночам таскать на стройку кирпичи – по лесам и лесенкам, поднимая их на самую верхотуру. Недалеко от этой церкви ее и похоронили, а через сто лет поставили на могиле часовню. Десятилетиями сюда шли и до сих пор идут толпы паломников, чтобы помолиться той, кто принес себя целиком и полностью в жертву великой любви.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ЛЮБЯЩИМ

В 1988 г. Ксения Петербургская была официально канонизирована. Впрочем, ее почитание в качестве святой подвижницы началось еще при жизни. Верующие люди чувствовали на юродивой Божие благословение и сами стремились хоть как-то, хоть в чем-то ему приобщиться: торговцы на рынке просили Ксению взять любой товар даром, извозчики предлагали прокатить нищенку бесплатно, матери были счастливы, если она брала их детей на руки и т. д.

Память блаженной Ксении празднуется 6 февраля и 6 июня. То есть Православная Церковь предлагает вспомнить эту подвижницу буквально за неделю до того, как в нашей стране тысячи людей начнут поздравлять друг друга с «Днем святого Валентина» – праздником, мягко говоря, очень сомнительного происхождения. Ну не мог святой Валентин – хоть Интерамнский, хоть Римлянин (в святцах их двое) – сделать то, что приписывает ему популярная коммерческая легенда! А вот святая Ксения действительно совершила свой поразительный акт самоотречения ради любимого человека.

Она жила с мужем душа в душу при его земной жизни, она и после его смерти не захотела с ним разлучаться. Под именем Андрея молилась, от имени Андрея каялась, как Андрей готовилась ложиться в гроб. В каком-то поразительном смысле она смогла умереть с мужем в один день, и они оба были похоронены в одной могиле. Чем не вдохновляющий пример для тех, кто сам верит в любовь, прославляет ее, ищет, дарит и ждет в ответ?

Кого-то смущает мнимое сумасшествие святой? Кого-то, но только не христиан. Нам не привыкать к тому, что саму нашу веру, веру блаженной Ксении, можно при желании объявить бредом. Еще бы, ведь мы верим не только в реальность Бога, но и в то, что «…Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». Разве не безумно звучит? Наверное, только дальше у апостола Иоанна написано: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:10–11).

Хоть с таким-то выводом Вы согласны? Божие Вам благословение!

Александр Елопов
преподаватель библейско-богословских курсов
Гомельской епархии БПЦ, многолетний ведущий
православной духовно-просветительской радиопрограммы
«Ключ разумения» (теперь на радио «Гомель Плюс» (103.7 FM)).

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print