В «Рождественских историях» Ч. Диккенса описана необычная встреча двух бывших компаньонов Скруджа и Марли. Вернее, Скруджа и призрака Марли. Это был дух покойного и на нем были оковы.
«Невольно Скруджу припомнились рассказы о том, что, когда в домах появляются привидения, они обычно влачат за собой цепи…
…Длинная цепь опоясывала его и волочилась за ним по полу на манер хвоста. Она была составлена (Скрудж отлично ее рассмотрел) из ключей, висячих замков, копилок, документов, гроссбухов и тяжелых кошельков с железными застежками…
— Ты в цепях? — пролепетал Скрудж, дрожа. — Скажи мне — почему?
— Я ношу цепь, которую сам сковал себе при жизни, — отвечал призрак. — Я ковал ее звено за звеном и ярд за ярдом. Я опоясался ею по доброй воле и по доброй воле ее ношу. Разве вид этой цепи не знаком тебе?…»
Цепи. А есть ли они на нас?
Никогда раньше об этом не задумывался, пока не встретил парочку персонажей, безумно привязанных к своему «скарбу». Эта привязанность доходила просто до безумия. Один мой знакомый безумно любил свой автомобиль. Да так, что даже не позволял пассажирам самостоятельно открывать в нем двери. Многим, это действие казалось хорошим тоном с его стороны, но на самом деле он просто не допускал хлопанья ими. Под ноги он стелил помимо ковриков ещё и газеты. А поездку всегда начинал с протирки пыли на торпеде.
Привязаться можно к чему угодно. К старым вещам, к деньгам, к книгам, к автомобилю и даже к кошкам. Видимо, без этих привязок нельзя никак. Земное притяжение нас не отпускает ни на минуту. Люди то мы земные и с этим ничего не поделаешь.
Чем старше мы становимся , тем цепи наши больше удлиняются и крепчают. Говорят, что к старости люди часто превращаются в скряг. Хотя это и не правило. Есть и обратные примеры. Но в этом высказывании все же что-то есть.
Сужу в первую очередь по самому себе (хотя, вроде ещё и не стар).
Виды цепей бывают разными. Это и наше положение в обществе, это и наше имущество, это и наши доходы. Без них тоже никак, но они не должны быть целью (или лучше сказать, цепью) нашей жизни.
В юности же всё было по-другому. Когда ты молод, все горизонты открыты перед тобой. Появляется маленькая копеечка, тратишь ее не задумываясь. Собраться в путешествие? Да легко! И тому подобное. Всё даётся как-то просто. Любое решение принимается почти мгновенно.
Сегодня же десять раз подумаешь. А стоит ли? А денег-то сколько надо! А лучше потом. Сейчас не время и т.д. и т.п….
И снова «синдром отложенной жизни».
Самое важное в молодости, это некая беззаботность и лёгкость. Свобода, одним словом (главное не путать со вседозволенностью).
С возрастом мы теряем эту лёгкость. Житейская «гравитация» берет свое.
А ещё существуют «цепи прошлого». Наши воздыхания о прошлом, которые не дают возможности жить здесь и сейчас. От них мы тоже зависим.
Святые учат о свободе.
Преподобный Сергий отказался от сана митрополита, мотивируя это тем, что он отродясь не носил золота. Настоящий монах — абсолютно свободный человек. И от финансов и от власти. Цель его жизни сбросить земную «гравитацию». В этом и ценность монашества. Оно в какой-то мере проповедует свободу.
Хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст: «Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно и раб только тот, кто покорствует бессмысленным страстям».
Христианство ещё и о том, как наши тяготы нужно возлагать на Бога. Довериться Ему и через это сбросить оковы. Пусть Он нас выведет, Ему виднее.
Хорошей иллюстрацией к этому может послужить книга Товита. В ней описано, как архангел Рафаил был послан Богом исцелить добродетельного Товита от слепоты и освободить несчастную Сарру от демона. А орудием к их спасению послужил сын Товита юноша Товия. Красивый сюжет с интересными встречами и событиями. Товия и не подозревал, что через него действует Бог и все эти события друг с другом взаимосвязаны, а его загадочный спутник никто иной, как сам архангел. Товия доверился спутнику и его советам и через это обрёл счастье.
Божий промысел есть о каждом, только мы не умеем Ему довериться. Без доверия мы обрастаем «цепями», цепляясь за каждый попавшийся предмет или событие, пытаясь именно на нем и заякориться. Но жизнь то продолжается. Цепляясь за что-то одно, мы не даём себе возможности двигаться дальше.
С собой мы уж точно ничего не унесём в Вечность. А через пару-тройку поколений о нас и наших старых вещах уже никто и не вспомнит…
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых