«Жизнь и смерть в человеческом роде весьма тесно связаны между собой. Даже самые понятия жизни и смерти неотделимы друг от друга, ибо ценность жизни понятна только при наличии смерти, а ужас смерти очевиден только при наличии жизни. И это не на словах только, и не в понятиях, но и в самой действительности. Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает не только для того, чтобы жить вечно. Поэтом временную земную жизнь христианин должен рассматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность».
Схиархимандрит Иоанн Маслов
Во Вселенскую родительскую субботу, 18 февраля 2023г., Высокопреосвященнейший Стефан архиепископ Гомельский и Жлобинский совершил заупокойную Божественную литургию и панихиду в Петро-Павловском кафедральном соборе г.Гомеля.
Его Выскокопреосвященству сослужило духовенство собора.
По окончании богослужения Владыка в словах проповеди рассказал всем присутствующим о важности поминовения усопших.
Почему вселенская родительская суббота празднуется за неделю до Великого поста? Воскресенье перед масленицей посвящено воспоминанию Страшного суда: хотя все только еще готовятся к праздничному веселью масленицы, к этому радостному веселью уже понемногу присоединяется торжественное и покаянное настроение начала Великого поста. «Поминай час смертный и вовеки не согрешишь», говорили в древности, поэтому и веселье масленицы не должно быть безумной вечеринкой, но должно быть временем радостного общения с ближними.
Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.
Основанием к установлению этого поминовения послужило то, что в воскресный день седмицы мясопустной св. Церковь совершает воспоминание второго пришествия Христова, и, потому – накануне этого дня, как бы в день, предшествующий страшному суду Христову, и – притом – приближая к духовным подвигам св. Четыредесятницы, когда нам должно войти в теснейший союз любви со всеми членами царства Христова – и Святыми, и живущими, и умершими, Церковь предстательствует о всех, от Адама до днесь, усопших во благочестия я правой вере праотцах, отцах и братиях наших от всякого рода: от рода царей, князей, монашествующих, мирян, юношей и старцев, и всех… – внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения, – предстательствует, умоляя, Праведного Судию явить им Свою милость в день нелицеприятного всем воздаяния.