ЕСЛИ ПО ПРАВДЕ
Вы знаете, что автор «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Кавказского пленника» отлучён от Православной Церкви? Точнее, в Определение Святейшего Синода от 20–22 февраля 1901 г. сказано, что «…Лев Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, <…> сознательно и намеренно отторг себя сам от всякого общения с Церковью Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею».
Иные люди называют этот церковный акт жестоким. Дескать, да кто дал церковным вельможам такое право – судить ум и совесть своей страны, отказывать в христианском звании человеку, который искренно старался жить по Евангелию?! Однако сам Толстой признал правдивость синодальных формулировок. Он заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей… То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо».
Лев Николаевич не хотел лицемерить – Церковь ответила ему тем же. Писатель был слишком известен и влиятелен, чтобы его взгляды на религию не получили в конце концов официальную церковную оценку. Но сколь многие из нас порвали с Церковью, в которой приняли крещение, без громких заявлений и публичных сцен, а порою даже не заметив совершившегося разрыва! Вы не из таких? Хотите в этом убедиться?
ГОРЕ НЕВЕРНЫМ
Есть в церковном календаре праздник, который побуждает каждого православного человека задуматься над тем, верит ли он в Бога так, как учит Церковь Христова. Речь идёт о Торжестве Православия, отмечающемся в первое воскресенье Великого поста. Богослужебный чин праздника традиционно включает в себя чтение Символа веры (молитвы с изложением основ христианского вероучения), «вечной памяти» усопшим и «многолетия» здравствующим защитникам благочестия, а также анафемы, то есть отлучения от Церкви, по отношению к еретикам.
В наше время анафематствование редко где произносится полностью. Но это вовсе не значит, что Церковь перестала считать ересь (сознательное искажение правильной веры) злом, или что список ересей затерялся в церковных архивах. Итак, послушайте, люди, крещеные в Православной Церкви, – нет ли среди вас тех, кто отрицает…
…бытие Бога и Его попечение о мире? …Божественные всемогущество, всеведение и милосердие? …единосущность Отца, Сына и Святого Духа, Трёх Лиц Бога-Троицы? …спасительное значение Боговоплощения, искупительную жертву и Воскресение Иисуса Христа? …Приснодевство Марии, Матери чудесно вочеловечившегося Бога? …роль Святого Духа, некогда умудрявшего апостолов и пророков, а ныне просвещающего сердца всех истинных христиан? …бессмертие души, кончину мира, Божий Суд над всеми людьми и вечное воздаяние по итогам нашей земной жизни? …церковные таинства, иконопочитание и всё Священное Предание Церкви?
Если вас касается хоть что-то одно из этого списка, то Православная Церковь вынуждена констатировать: вы – не с ней, вы закрыли свою душу от Божией Благодати и обрекаете себя на вечную погибель. Горе-то какое!
ЧТОБЫ НЕ ПОГИБНУТЬ
Может, кому-то все, написанное выше, совершенно безразлично и даже смешно, но только не человеку, который находит в христианстве цель, смысл и счастье своей жизни.
Сохранилась поучительная история о древнем подвижнике-монахе Агафоне Египетском (ум. ок. 435). Однажды другие иноки решили испытать его смирение и терпение. Они явились к нему в келью и сказали: «Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». «Да, это правда», – отвечал Агафон. «А еще, говорят, ты клеветник и пустослов». «И это правда», – подтвердил старец. Он пал к ногам братии и умолял их молиться о нём, несчастном, чтобы Господь простил его тяжкие прегрешения. Но пришедшие не унимались: «Не скроем от тебя и того, что многие признают тебя еретиком». И вот только здесь авва Агафон твердо возразил своим обличителям: «Нет! Этот порок мне чужд!».
Настала очередь гостям опуститься перед старцем на колени и просить прощения за возведенные на него напраслины. «Однако скажи нам, почему ты на все, что ни говорили тебе, соглашался, а последнего слова не перенес?». Авва Агафон отвечал так: «Первые обвинения в грехах я принял для приобретения этим смирения, и желая, чтобы вы имели мнение о мне, как о грешнике. Но обвинение в ереси я не мог принять, потому что ересь есть отлучение от Христа и приобщение диаволу. Еретик – погибший человек».
ИЗ ЛЮБВИ К ИСТИНЕ
Пора прямо высказать одну непопулярную мысль: христианство является очень догматичной религией. Сердцевину своего вероучения Церковь заключила в строгие богословские формулы – догматы, которые христиане принимают как безусловную, бесспорную истину. Во время каждой православной литургии, незадолго до момента Причастия, верующие хором поют Никео-Константинопольский Символ веры, подтверждая своё знание и принятие обязательного догматического минимума.
Что же за всем этим стоит – косность мысли, раболепство перед древними авторитетами, тоталитаризм церковной организации? Нет, прежде всего – любовь к Истине и желание всем людям Добра.
«Я есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6), – говорил Господь. – Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9). Ученики Христа, апостолы, постарались максимально точно передать другим людям полученную ими Благую Весть, поскольку были уверены, что от этого зависит спасение многих. Они строго-настрого предупреждали: «…если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8).
Но годы шли, а земной путь апостолов прервался. Человеческая память ненадежна, понимание ограничено, зато фантазия и болтливость безмерны. К тому же нам, людям, бывает очень страшно сказать что-то вопреки взбудораженной толпе или нахмурившемуся начальству. И тогда Церковь, чтобы не допустить искажения и потери смысла апостольской проповеди, придала ему догматическую твёрдость. Устами своих богословов и архиерейских соборов она заявила: «Вот то, во что все христиане всегда и везде обязаны верить! Иначе – перессоритесь и самообманетесь, будете напрасно долбиться своими головами мимо той Двери, за которой Жизнь Вечная».
КАКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА?
Ересь манит христиан намеками на свободу и творчество, она защищается ссылками на широту взглядов и толерантность. «Почему вы лишаете людей выбора?», – спрашивают у Церкви её критики. Нет, выбор у каждого из нас, конечно, есть. Мы все можем, например, выбирать – повеситься сейчас или пожить ещё немножко. Вы, кстати, к чему склоняетесь?
Или вот возьмём математику. Американский сатирический фильм «Альтернативная математика» начинается с того, что учительница поправляет ученика, написавшего: 2 + 2 = 22. Мальчик злится, а его родители возмущены: «Да кто Вы такая, чтобы решать, какой ответ правильный, а какой нет?!». Проходит день, и вот уже «широкая родительская общественность» требует наказать педагога, которая «не любит детей». Школьная администрация просит учительницу быть… терпимой к разномыслию. В популярной телепередаче ведущий говорит, что мнения экспертов по поводу того, сколько будет 2 + 2, разделились. В конце концов, принципиальную учительницу увольняют, но директор готов выплатить ей жалование за два отработанных месяца. «2 тысячи долларов плюс ещё 2 тысячи, итого…». «22 тысячи долларов», – бросает женщина в лицо растерявшемуся начальнику.
Вы понимаете? Если 2 + 2 не 4, то вся математика рушится, все математические задачи становятся нерешаемыми. Такой вот выбор между истиной и терпимостью ко лжи и невежеству.
Схожим образом обстоит дело и в богословии. Переиначь догматический строй христианства, вытащи, например, из него веру в Божественность Христа или добавь учение о переселении душ, и христианское мировоззрение просто взорвётся изнутри, а правильная христианская жизнь пойдёт под откос.
ВЕРА С РАССУЖДЕНИЕМ
Всё-таки христианство – это не про презрение к чужим взглядам, это про серьёзное отношение к своим собственным. Церковь предостерегает против мировоззренческой всеядности, но христианский догматизм не является синонимом фанатизма. Быть христианином не значит жить по принципу «вера есть – ума не надо»! Христиане должны не просто зазубривать, но вдумчиво изучать догматические основы своей религии, открывая для себя их истоки, смысл, ценность и практическое применение. Недаром гносеомахия, отрицание познавательных усилий в области христианской веры, ещё в древности была осуждена как ересь.
Сейчас в Православной Церкви идёт Великий пост – важное время для того, чтобы христиане могли перепроверить и получше настроить свою жизнь, использовав для этого в том числе и хорошую богословскую литературу.
«Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать. – обращался к своим единоверцам святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867). – Займитесь чтением Нового Завета и святых Отцов Православной Церкви… <…> изучите в святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину. <…> Прежде нежели придет грозный час, в который Вы должны будете предстать на суд пред Богом, стяжите оправдание, подаемое Богом туне всем человекам при посредстве христианства».
Александр Елопов
преподаватель библейско-богословских курсов
Гомельской епархии БПЦ, многолетний ведущий
православной духовно-просветительской радиопрограммы
«Ключ разумения» (теперь на YouTube).