Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ

Не так давно мы отпраздновали Пасху Христову, и вот уже к нам приближается новое торжество – День Победы в Великой Отечественной войне. Находясь на календарном отрезке между двумя такими, казалось бы, разными праздниками, невольно вспоминаешь слова, которые удивительным образом их связывают…

«Смертию смерть поправ». Это крылатое выражение я слышал ещё в советские времена. В пору моего детства его часто использовали применительно к людям, отдавшим свои жизни в борьбе с немецким нацизмом. Но лишь когда я подрос и вместе со всей страной пережил отказ от политики воинствующего атеизма, мне стало известно, что эти слова представляют собой отрывок из Пасхального тропаря Православной Церкви. Вот как они звучат в оригинальном контексте: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Каков же изначальный смысл этой древней фразы? И почему советские люди, официально чуждые всякой религии, не нашли ничего лучшего, как взять для словесного оформления своей позиции церковное песнопение?

ХРИСТОС ВОСКРЕС

Многие из нас живут на планете, на которой безраздельно властвует смерть. Многие – но не все. Для христиан тотальное владычество смерти – давно опровергнутый факт. Они знают, что, по крайней мере, однажды смертоносная машина Вселенной дала сбой, и Человек, которого считали погибшим, восстал из мёртвых. Это звучит невероятно и кажется не имеющим отношения к нашей собственной жизни, пока ты не берёшь во внимание личность Воскресшего. Согласно христианскому вероучению, Им является Тот, Кому не трудно было дать бытие целому миру, и Кто настолько возлюбил людей, что пожелал стать Сыном Человеческим.

«Нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить», – написал святитель Григорий Богослов (329–389). Вместе с ним и все другие христиане верят в то, что двадцать веков назад на Голгофе была принесена величайшая жертва в истории человечества: на кресте раскинул руки и истёк кровью Сам Бог. Родившийся от земной Девы и принявший имя Иисуса Христа, «…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28).

Прожив нашу человеческую жизнь, Бог принял нечеловечески мучительную смерть – с пробитыми руками и ногами, со сдавленной диафрагмой, под грубыми насмешками толпы. Он позволил, чтобы в Нём Самом произошло то отделение души от тела, после которого нас с вами будут называть трупами. Зачем всё это понадобилось? По объяснению некоторых святых отцов Православной Церкви, Христос… поймал смерть на живца. Преподобный. Иоанн Дамаскин (ок. 680–ок. 780) писал: «Итак, смерть приходит, и, поглотив телесную приманку, пронзается удою Божества, и, вкусив безгрешного и животворящего тела, погибает и отдаёт назад всех, которых некогда проглотила. Ибо, подобно тому, как тьма через приведение света уничтожается, так и тление через прикосновение жизни прогоняется, и для всех возникает жизнь, а для погубителя – гибель».

АД ПОВЕРЖЕН

Самая известная пасхальная икона Православной Церкви изображает, строго говоря, не само Воскресение Христово, а то, что ему предшествовало, схождение нашего Господа во ад, которое вспоминается Церковью в Страстную Субботу. Апостол Пётр написал о нём так: «…Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал…» (1 Петр. 3: 18–19).

На иконе Господь в развевающихся одеждах и часто с Крестом – как с победным знаменем – попирает разбитые двери преисподней. Её черная бездна зияет, но уже не хищно, а обречённо: она не способна удержать в себе души людей, которые устремились ко Христу. На первом плане – наши прародители, Адам и Ева, некогда согрешившие в райском саду, а теперь покаянно опустившиеся на колени перед своим Спасителем. За ними видны и другие люди, причем многие из них имеют нимбы, символы святости. Святые в аду? Да, как ни парадоксально это звучит! По учению Православной Церкви, вплоть до момента мученической смерти Иисуса Христа на Голгофе души всех людей, не исключая праведников, пребывали в полном разлучении с Богом… Теперь же это адское состояние оказалось преодолено! Смерть перестала быть тупиком, страшной ямкой в земле, куда падает человеческое мясо; она превратилась в дверь, за которой человека ожидает, стоит ему поверить и встать на путь подражания Христу, вечная жизнь с Богом.

СМЕРТЬ НЕ СТРАШИТ

«Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть, – писал святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407) в своём знаменитом огласительном слове, читаемом на Пасху. – <…> Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мёртв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, – первенец из умерших». Первенец, ожидающий и делающий возможным воскресение всех.

Да, мы до сих пор умираем, видимым образом теряем друг друга и превращаемся в прах… Очень больно бывает смотреть на дорогие лица, которые уже не могут ответить тебе живым взглядом, тяжело без рыдания касаться неподвижных и остывших рук… Но православное отпевание усопших, которое включает в себя тропарь Воскресения, напоминает нам, плачущим, что наши потери не являются окончательными и непоправимыми. Пасхальная радость, наполняя сердце по-христиански верующего человека, претворяет его печаль в молитву и дела добра, становится основой для лучшей жизни. Ведь, строго говоря, не смерть и не метровая толща земли над гробом разделяют нас с теми, кто нам дорог, а наше окаянство, наши многочисленные грехи… Их, а не смерти мы должны были бы более всего бояться! Именно они, разрывая нашу связь с Богом, обессмысливают и обессиливают нашу надежду на вечную жизнь!

Посещая кладбища в день Радоницы, православные христиане не только поминают своих усопших – они вновь и вновь свидетельствуют, что их Бог «…не есть Бог мёртвых, но живых. Ибо у него все живы» (Лк. 20, 38). Не только люди, которые стоят поблизости от могильного холма, и, тем более, не только деревья и земля, ветер и птицы должны услышать от нас слова: «Христос воскресе!».  Их ждут и те наши близкие, родные и друзья, кто, находясь за пределами земного бытия, готовы нам подтвердить, что «воистину воскресе Христос!».

ВЕРА УКРЕПЛЯЕТ

Таков взгляд на жизнь и смерть верующего человека, излагающего традиционное учение Православной Церкви. Но ведь люди, говорившие и писавшие в советские времена, что герои Великой Отечественной войны погибли, «смертию смерть поправ», наверняка, имели в виду нечто другое?

И да, и нет.

В устах атеистов эти слова, вырванные из тропаря Воскресения Христова, могли, конечно, звучать как краткая формула самопожертвенности и бесстрашия, как заявка на то, что память о наших подвигах переживет нашу смерть. Другое дело, до какой степени были атеистами те люди, которые проливали свою кровь в 1941–1945 гг., защищая свою Родину от гитлеровских полчищ?

Интересное и страшное свидетельство оставил известный российский писатель Виктор Астафьев (1924–2001), участник Великой Отечественной войны. В одном из своих интервью он вспоминал жуткую переправу Красной Армии через Днепр осенью 1943 г., когда воды реки стали красными, смешавшись с кровью множества советских воинов… «Двадцать пять тысяч входит в воду, а выходит, на той стороне, три тысячи, максимум пять. Через пять-шесть дней всё это всплывает. Представляете?». Так вот, многие погибшие незадолго перед этим, буквально накануне, были приняты в члены коммунистической партии, которая, как известно, все предшествовавшие десятилетия вела борьбу против религии. «А потом смотришь, – говорил Астафьев, – у ребятишек этих, коммунистов только что испечённых, и которые потом валялись полураздетые на том берегу, у каждого на шее крестик. Вырезанный из консервной банки, на ниточке. Потому что на Бога одного надеялись…».

О том, что христианская вера пустила мощные корни среди русских (а также белорусов и украинцев), неоднократно писали и воевавшие против нас немцы. В интереснейшей аналитической записке РСХА от 15.04.1943, составленной для высшего руководства Третьего Рейха, в частности, отмечалось: «В сельской местности советские русские являются очень религиозными. Почти каждый из опрошенных русских доказывал свою христианскую веру тем, что имел с собой небольшую цепочку с маленьким крестиком. <…> …вообще о безбожии в Советской России не может быть и речи. Это была лишь пропаганда».

Безусловно, мы не хотим сказать, что Великую Отечественную войну нашему народу удалось выиграть лишь благодаря православно-христианской вере. Но интересно было бы знать, чем лично вы будете укреплять себя и оправдывать свою жизнь, когда придёт ваш срок, условно говоря, плыть через Днепр навстречу более чем вероятной смерти… Не вспомнится ли и вам Воскресение Христово?

Александр Елопов – преподаватель библейско-богословских курсов Гомельской епархии БПЦ, многолетний ведущий православной духовно-просветительской радиопрограммы «Ключ разумения» (теперь на радио «Гомель Плюс» (103.7 FM)).

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print