«Православная Церковь сохраняет литургический дух ранней Церкви и продолжает жить этим духом, черпать из него как из чистейшего источника… Эта Церковь в своем благочестии и своих обрядах никогда не отклонялась от литургического духа ранней Церкви, которому она всегда оставалась верной».
Такими словами характеризовал один западный христианин Православное богослужение. К сожалению, так считает и считало множество православных, которые мечтают о Богослужении, о Посте по какому-то «настоящему Уставу» древних Отцов или древней Церкви.
Но, как и все остальное в истории человечества, также и в истории богослужения можно восстановить, по крайней мере, частично, при помощи дошедших до нас памятников, письменных и археологических. Полное же восстановление того «древнего Устава» невозможно… да и бессмысленно.
Вот один из этапов жизни нашего богослужения.
Тем, кто немного знаком с историей Иерусалима, известно такое его название как Элия Капитолина, которое дал этому городу Римский император Адриан в 135 году, когда он подавил очередное иудейское восстание. Этот император построил новый типичный римский город (Иерусалим же времён Иисуса Христа сравнял с землёй ещё в 70 году император Тит). В этом городе обосновался римский легион, для обслуживания которого римляне оставили незначительное количество местного населения. К концу 2-го века римляне покинули Элию Капиталину и город понемногу стал превращаться в пустыню.
Новая жизнь этого города началась при равноапостольном императоре Константине и его матери. Император Константин вернул городу название древнее название, а Царица Елена построила храм Гроба Господня.
Храм этот представлял целый комплекс различных помещений, часть их была открыта для посещений, а два главных Алтаря (Анастасис и Мартирион), где служилась Литургия, открывали только в Воскресные и Праздничные дни, для совершения главного христианского Богослужения. В остальные же дни богослужений не было. Но были люди, которым этого не доставало, и они стали собираться ежедневно для молитвы утром и вечером в открытых помещениях храмового комплекса.
Среди этих людей появились ещё более ревностные подвижники, которые стали удаляться для жизни в долину потока Кедрон, единственное место пригодное для жизни в пустыне, окружавшей город. Это поселение в будущем превратилось в Лавру преподобного Саввы Освященного. Богослужение этих подвижников было примитивно. В его основу которого легло чтение Псалтири, разделённой ими на 20 частей, которые мы сейчас называем кафизмами. Они практически ничего не пели, в силу отсутствия навыков пения и соответствующего образования. Они не имели собственного священника, так как священство они считали великим благом, а от всевозможных благ они отказывались, поэтому для Причащения они ходили в город в храм Гроба Господня.
В связи с этим следует сделать небольшое отступление.
На Пасху в Иерусалим пребывало огромное число паломников, а вместе с ними и бесчисленные восточные торговцы, которые образовывали вокруг Иерусалима непроходимую стену из своих торговых рядов, пройдя среди которых и не прикупив себе чего-нибудь было бы невозможно. Была и большая вероятность встретить представительниц древней профессии в этой огромной толпе. Причастие на Пасху для подвижника, жившего за городом, вызывало определённые трудности. Поэтому в период той эпохи и появился запрет старейшин на Причастие в День Христова Воскресения, запрет, смысл которого до сих пор некоторые не понимают и лишают себя Великого Дара в Праздник Праздников и Торжество для Торжеств.
Поток Кедрон имел крутые берега, жилища же подвижников были на одном берегу, а место для совместной молитвы на другом. Днём, при солнечном свете, ходить между берегами было не очень трудно, ночью же, в темноте, это было сопряжено с различными трудностями, в том числе и с возможностью быть съеденным дикими животными. Это привело к тому, что вечернее богослужение затягивалось на всю ночь до первых лучей солнца, когда наконец можно было сказать: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Жизнь такого братства текла своим чередом до 614 года, когда нагрянули персы, которые грабили и убивали всех, кто встречался им на пути. Кто мог, спасался бегством, в том числе и выжившие насельники Кедронской долины, которые нашли себе пристанище в монашеской области «Вифиния», находящейся на северо-западе Малой Азии. Там они встретились с совершенно иным образом жизни подвижников, с другой богослужебной практикой, там были иные условия жизни. Но делать было нечего – пришлось подстраиваться к новому быту. Здесь не было длинных ночных служб, так как не было тех отвесных кедронских берегов с хищниками и можно было спокойно пойти в свою келью отдыхать перед следующим днём. У каждой небольшой общины был свой монах-священник и храм, где можно было Причащаться. За богослужением было много пения, Псалтирь была разбита на 67 частей, которые пелись различными мелодиями.
Вскоре персы ушли из Иерусалима, в Святой Город вернулись христиане, в долину потока Кедрон из Вифинии вернулись и подвижники, но с собой они принесли и некоторые богослужебные традиции, которые им пришлись по душе. Так у них появился свой священник и храм, и уже не нужно было ходить в город. А богослужебное чтение было разбавлено пением на 8 разных мелодий.
Это всего лишь один из этапов долгой жизни богослужения, но он показывает, что Древний Церковный мир не был твердыней незыблемых традиций, сохраняющей богослужение неповрежденным с апостольских времен. Наоборот, этот мир был источником перемен, откликавшийся на любое литургическое новшество со времени Иисуса до исламского завоевания, которое и подавило эти замечательные творческие способности. Богослужение продолжает жить и в XXI веке. Его история продолжается, её нельзя отвергнуть. Изменения в богослужении есть, и будут происходить, они могут иметь успех или быть неудачными по причинам, не всегда легко понятным. Богослужение должно меняться, будет меняться, уже изменилось, как изменяется церковно-славянский, русский или английский языки. Этот процесс тонок и уникален, и он следует своим собственным законам и ритмам. И этого не стоит пугаться.
Пример того, что мы уже нуждаемся в каких-либо переменах следующие песнопение, которое поётся за нашим богослужением. Понятно ли мне оно…?
Божественным покровен медленоязычный мраком, извитийствова богописанный закон: тину бо отряс очесе умнаго, видит Сущаго, и научается Духа разуму, хваля Божественными песньми.
Клирик Петро-Павловского кафедрального собора в г.Гомеле
иерей Иоанн Заяц