История в фактах и документах:
СТАНОВЛЕНИЕ
История Тихиничского Свято-Михайловского храма – отражение истории всей нашей страны, с яркими событиями, сильным политическим влиянием и вместе с тем с войнами, кровью, которая не раз пропитывала Рогачёвскую землю…
В течение нескольких столетий Свято-Михайловский храм относился к Могилёвской епархии, которую с 1755 по 1795 гг. возглавлял выдающийся православный Архипастырь святитель Георгий Конисский. В 1780 году он добился от Екатерины II издания указа, разрешающего переход униатского прихода в православие в том случае, если в униатском приходе вакантно священническое место. В течение трёх последующих лет к православию присоединились 112 578 униатов.
Уния затронула и Рогачёвские земли. Сведения об униатском Тихиничском Свято-Михайловском храме датируются концом XVIII века. Владелец имения Антоний Оскерко на свои средства в 1792 году построил в Тихиничах деревянную униатскую церковь и наделил её землёй. Храм, фасад которого напоминал римский костёл, поставили на горке рядом с деревянной колокольней.
Первым документально-известным настоятелем Тихиничского храма до 1835 года был униатский священник Иоанн Гласка из династии священнослужителей. После смерти его дети – Эразм и Феликс – остались на попечении следующего настоятеля – Онуфрия Авакумова Голынца, назначенного 6 апреля 1835 года. Уже в первые месяцы своего служения отец Онуфрий смог объединить прихожан. Стараниями священника и усилиями жертвователей была перестроена церковь. Онуфрий Голынец служил в данной должности по 1844 год и был последним униатским священником, который перешёл вместе со всей своей паствой в Православие.
Во второй половине XVIII века остро стоит вопрос о содержании духовенства. 18 декабря 1797 года, во время правления Павла I, выходит Указ о том, что церковную землю обязаны обрабатывать прихожане, так как физический труд не совместим со священническим саном. Помещики охотно брали церковную землю, но взамен выдавали священникам ничтожное содержание. Были случаи и вовсе захвата помещиками земель, либо помощь предоставлялась прихожанами несвоевременная и не в полном объёме.
Александр I отменил Указ, но возвращение земель церквям происходило с большими злоупотреблениями.
Могилёвскую епархию в эти годы возглавляет Анастасий, епископ Белорусский и Могилёвский. Владыка обращается к гражданским властям, судебным учреждениям с требованием: «от помещиков дать духовенству довольное содержание, а иначе церкви будут закрываться, а священники не будут назначаться до тех пор, пока прихожане не гарантируют приличествующее содержание».
Такие проблемы возникли и в Тихиничском приходе, где в 1844 году на должность священника назначается 57-летний Константин Андреев Карбовский. К этому времени церковь нуждалась в ремонте. Священник, радея о судьбе храма, обратился в епархию. Епархиальный архитектор составил проект перестройки храма, который препроводили для исполнения Рогачёвскому благочинному протоиерею Порфирию Офяровскому. Средств на перестройку церкви в благочинии не было, и протоиерей Порфирий Офяровский обратился за помощью к помещику Оскерко, в обязанность которого входило содержание храма на его территории.
Тихиничский приход составляли православные крестьяне. Помещик Иван Рафаилович Оскерко был римско-католического исповедания. Переписка с ним затянулась на 12 лет.
В дело о постройке церкви пришлось вмешаться Епископу Могилёвскому Анатолию. Однако помещик Оскерко ведёт себя неподобающим образом: отвращает прихожан от церкви, устраивая в воскресные и праздничные дни охоту и облавы.
Время шло. Спор продолжался. Церковь обветшала до того, что вода с крыши текла по иконостасу и в алтарь. Священник Константин Карбовский был перемещён из Тихиничской церкви, а переписка ещё шла.
Со 2 мая 1855 года по1865 год настоятелем храма был Адам Родзевич. При нём помещик Иван Оскерко к осени 1854 года построил колокольню, но к перестройке ветхой церкви не приступали.
Прошло ещё 10 лет. К этому времени Тихиничский храм катастрофически обветшал и не подлежал ремонту.
ПОД СВОДАМИ НОВОГО ХРАМА
В 1863 году в целях социальной поддержки православного населения большое внимание стало уделяться увеличению количества православных храмов. Царское правительство выделило средства на строительство православных храмов по всей территории Беларуси.
Епископ Могилёвский с губернатором принимают решение о строительстве 23-х каменных церквей в западных областях Могилёвской губернии. В рамках этой программы были выделены средства на возведение каменного храма вместимостью 200 человек в Тихиничах. Считалось, что новая серия проектов храмов «более других наследует композиционные приёмы классицизма, реминистенции которого в архитектуре провинции сохранялись достаточно долго, пример тому – церковь в селе Тихиничи».
Предложенное место оказалось неудобным и опасным для возведения каменной церкви, и помещик Оскерко уступил другое – на площади. На месте прежнего храма посадили деревья.
Храм строился при священнике Адаме Родзевиче. Строительство вёл коллежский регистратор Матвей Андреев. Церковь строилась 1 год и 9 месяцев и была закончена 2 октября 1864 года.
Следует учесть, что строился храм в непростое время: в 1863 году началось польское национально-шляхетское восстание. Повстанцы выступали против самодержавия, за возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года.
Главный революционный комитет в Лондоне рекомендовал Центральному комитету в Варшаве инструкцию ведения вооружённого восстания. В ней предписывалось: «на всём пространстве изгонять попов и жечь русские церкви», «в русских округах вызвать убийства помещиков и чиновников земской полиции», «деревни, в которых крестьяне замечены в измене, предавать пламени».
Повстанцы действовали по доведенной инструкции. Их отряды, бродившие по лесам, занимались грабежом, разоряли и поджигали православные церкви, дома и населённые пункты. «Сотни ни в чём не повинных людей – стариков, женщин, детей – были убиты, искалечены и часто с изуверской жестокостью». Имели место неоднократные случаи грабежей, избиений и физических расправ над православными священниками.
Видя многочисленные злодеяния, «…народ не только не сочувствовал восстанию, но всё больше проникался ненавистью к повстанцам».
Нависла угроза над церквями и монастырями Могилёвской епархии. И священство встало на защиту своих храмов: батюшки объясняли положение дел своей пастве. Генерал-губернатор в помощь царским войскам организовал крестьянские караулы, которые сообщали властям о повстанцах, отряды которых были замечены и в Рогачёвских лесах. Для защиты нового строящегося храма в Тихиничах жители села и округи записывались в караульные отряды, помогали ловить и обезоруживать повстанцев. Храм был спасён.
После подавления восстания по Духовному ведомству православного исповедования Могилёвской епархии более 445 священников были награждены медалью «За усмирение польского мятежа 1863-1864 гг.», 47 из них – из Рогачёвского уезда и г.Рогачёва. Многие крестьяне Тихиничской волости также были удостоены такой медали.
17 октября 1865 года на должность священника определён Феодор Кондратьевич Чулкевич, сын диакона при Тихиничской церкви Кондратия Симеоновича Чулкевича.
В настоящее время в аг.Тихиничи проживают потомки бывшего священника. Праправнучка Климкова Ольга Евгеньевна является директором Тихиничской школы. В августе 2014 года в Тихиничской церкви венчались праправнук бывшего дьякона Тихиничской церкви Чулкевича Кондратия Семеновича (правнук его сына, псаломщика Могилевской губернии Чулкевича Филиппа Кондратьевича) – Чулкевич Леонид Николаевич и его жена Чулкевич Тереза Владимировна, специально приехавшие из Литвы. Данный факт был освещен в газете “Свободное Слово”(08.08.2014 г.Рубрика: Актуалии).
С 29 августа 1860 года Архиепископ Могилёвский и Витебский Евсевий Орлинский (Евфимий Поликарпович). В период своего архипастырства Преосвященный Евсевий совершил в пределах Могилёвской епархии 3086 различных церковных служб. Торжественность и благолепие Богослужений надолго оставалась в памяти верующих.
В «Могилёвских епархиальных ведомостях за 1908 год» приведены выдержки из дневника Преосвященного Евсевия за 1873 год. В нем указано, что при обозрении Могилёвской епархии в сопровождении архиерейской свиты в Тихиничской церкви Архиепископ Евсевий 18 мая 1873 года совершил всенощное бдение; 19 мая – Божественную литургию и слово на слова: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите».
С 6 октября 1882 года Могилёвской кафедрой управлял епископ Виталий (Гречулевич). Маршрут обозрения церквей Могилёвской епархии Преосвященнейшим Виталием, Епископом Могилёвским и Мстиславским, пролегал 18 мая 1885 года через Тихиничский приход. Образованнейший человек своего времени, епископ Виталий за два года открыл 268 школ и подготовил к открытию ещё 340.
Открывались школы и в Рогачевском благочинии. В них изучали Закон Божий и другие церковные предметы, а также письмо, чтение, арифметику и пение. При следующем священнике Свято-Михайловского храма Иустине Горючко в 1888 году открылись две школы грамотности в Тихиничском приходе: в деревне Добротино и деревне Бронное.
Тихиничский храм в 1887 году в числе других храмов епархии оказывал пожертвование на Могилёвское братство.
В июле 1883 года отец Иустин Горючко исповедовал и причастил перед смертью настоятеля Добоснянского храма священника Феодора Мигая. До назначения нового священника, 7 октября 1883 года, совершал требы верующим осиротевшего прихода.
Скончался священник Тихиничской церкви Иустин Горючко 25 ноября 1889 года.
В 80-90 годах XIX века имением Тихиничи владел Тайный Советник Матвей Иванович Рейнгардт православного вероисповедания. Он был благотворителем храма. Тихиничи к этому времени представляли собой довольно большой населенный пункт. К престольному празднику Свято-Михайловского храма здесь были приурочены ярмарки, которые так и назывались Михайловские.
В конце своей жизни совместно с прихожанами Матвей Иванович провёл ремонт храма и колокольни. Гофмейстер Рейнгардт М.И. умер 28.02.1881 года и похоронен на церковной паперти. Имение было продано Михаилу Федоровичу Клатцо.
Прошло более 20 лет после строительства каменной церкви. Храму требовался ремонт. С 1889 по 1892 годы на средства нового владельца провели внутренние и наружные отделочные работы. В ремонтных работах активно участвовали прихожане.
5 декабря резолюцией Его Преосвященства на священническое место в Тихиничскую церковь определён Шафрановский Николай Васильевич, псаломщик Запольской церкви, сын настоятеля Озеранской Николаевской церкви Василия Шафрановского. 18 февраля 1890 года рукоположен в сан священника. В 1889-1890 гг. состоял действительным членом Могилёвского Богоявленского Братства. 17 мая 1898 года за усердное и аккуратное исполнение пастырских обязанностей награждён набедренником. Ко Дню Святой Пасхи 1902 года – скуфьей.
В 1891 году продолжала работу школа грамотности Тихиничского прихода в д.Бронное. Епархией поощрялись содействия в деле образования. Число прихожан в Тихиничской церкви в 1895 году составляло 1775 мужчин и 1736 женщин.
В 1897 году епископ Могилёвский и Мстиславский Мисаил посетил храм в Тихиничах, о чём написали в Могилёвских епархиальных ведомостях.
7 мая 1908 года священник Николай Шафрановский назначен на должность псаломщика к Барколабовской церкви Быховского уезда.
Священническое место в Тихиничской церкви в мае 1908 года вакантно. Оклад жалования 500 рублей. Церковной земли 46 десятин. Прихожан – 2207 мужского и 2147 женского пола.
25 июня 1908 года резолюцией Его Преосвященства на священническое место в Тихиничскую церковь согласно прошению назначается Стефан Лазарев, окончивший курс Могилёвской гимназии и прослушавший богословский курс в Могилёвской Духовной семинарии.
12 апреля 1911 года согласно прошению к Тихиничской церкви перемещён священник Сверженской церкви Константин Янович.
В 1912 году состоялось перенесение из Могилёва в Гомель чудотворной иконы Божией Матери Могилёво-Братской, которая считалась защитницей от иноверцев и пожаров. Крестным ходом с этой иконой издревле обходили границы Могилёвской епархии. 15 сентября 1912 года в Свято-Михайловском храме святыню встречали прихожане во главе с настоятелем храма священником Константином Матвеевичем Яновичем.
28 июля 1914 года началась Первая мировая война. Вся Православная Церковь в эти годы духовно и материально помогает народу и воинству. Во всех церквях епархии после Литургии в воскресные и праздничные дни совершаются молебны о даровании победы над врагом с возглашением многолетия Царствующему Дому и христолюбивому воинству.
Вокруг храмов сплотилась большая часть населения. Интересно, что это можно проследить по цифрам годового забора свечей Тихиничским приходом. В 1915 году он увеличился почти в два раза. При норме забора 4 пуда фактически было забрано 7 пудов.
Исход войны стал трагичным для всего Отечества – революция, братоубийственная гражданская война, раскол страны, утрата веры и тысячелетней культуры. Взрывались храмы, закрывались монастыри, сбрасывали колокола. Начались массовые гонения на священнослужителей и прихожан.
Немало бед выпало на долю Свято-Михайловского храма. Была разрушена приходская жизнь, упорядоченная трудами многих поколений верующих.
По деревням Рогачёвского района в открытых машинах разъезжали чекисты в кожаных куртках и сапогах, для развлечения на ходу стреляя по дворам сельчан. В Тихиничах секретари комсомольской организации проводили антирелигиозную пропаганду. Вошли в моду диспуты со священником. Читались лекции, доклады, после которых устраивались танцы до утра.
В 1917 году на один из первых митингов приезжал священник Константин Янович. Батюшка понял, что это очередной провокационный акт. Услышав неоднократные оскорбления выступающих в свой адрес, священник уехал.
В результате проводимой работы, «по постановлению населения в 1928 году церковь в Тихиничах была закрыта». Новой власти было достаточно и несколько процентов подписей. С купола Тихиничского храма, который несколько веков являлся источником духовности и просвещения жителей всей округи, был сорван крест, с колокольни сбросили колокола.
Константин Янович – последний священник Тихиничской Свято-Михайловской церкви дореволюционной эпохи. В 1922 году его выселили из церковного дома. Известно, что он пострадал за веру – был репрессирован. Арестовали и звонаря храма. Их дальнейшая участь неизвестна.
Нападкам властей подвергались священник Бокин и диакон Малишевский, которые проживали в Тихиничах, а также члены семей священнослужителей. Про них с гневом писали в Рогачевской газете «Камунар».
В 1931 году храм превратили в складское помещение.
Во время Второй мировой войны, в 1943 году, немецко-фашистские захватчики взорвали храм. Могилы, склепы священников и почетных мирян разграбили и осквернили.
Несколько послевоенных десятилетий на Рогачёвщине храмы не строились.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА
Непреходящи слова, сказанные Спасителем, что даже врата ада не одолеют Его Церковь.
В мае 1997 года заложен фундамент будущей церкви. Храм был воздвигнут на средства уроженца д. Тихиничи, писателя, учёного, историка Михаила Михайловича Рассолова. Свой вклад внёс и московский художник Владимир Алексеевич Волк, написав для храма иконы.
21 ноября 1997 года в день Святого Архангела Михаила в новосооруженном храме Преосвященнейшим Аристархом, епископом Гомельским и Жлобинским была совершена первая Божественная Литургия, а 14 ноября 1998 г. по завершению внутренних работ состоялось освящение нового храма. По благословению Преосвященнейшего Аристарха, епископа Гомельского и Жлобинского, окормлять Тихиничский приход с ноября 1997 года назначен священник Николай Степанов.
По поручению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх вручил Михаилу Рассолову высокую награду Русской Православной Церкви – орден князя Владимира.
Лауреат премии «За духовное возрождение», «Почетный гражданин г.Рогачева» (2004г.), Михаил Рассолов умер 12 июня 2013 года.
Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан 15 июня 2013 г. совершил чин отпевания доктора юридических наук, профессора, вице-президента Российской правовой академии, члена Союза писателей России, академика Российской академии словесности Михаила Михайловича Рассолова. Он был похоронен возле храма Архистратига Михаила в родной деревне Тихиничи.
А в 2004 году для настоятеля и Тихиничских прихожан произошло чудо: в храм вернулся старинный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Это единственная сохранившаяся из прежнего храма икона. Написана во второй половине XVIII века на деревянной доске. Её принёс житель Тихинич Михаил Касьянов, родственники которого в годы гонений, рискуя жизнью, сохранили её для будущих поколений.
Были найдены надгробные плиты с могил помещиков Ивана Рафаиловича Оскерко и Матвея Ивановича Рейнгардта и помещены у входа в храм.
Трудами настоятеля храма протоиерея Николая Степанова возобновлены традиции духовного просвещения жителей Тихинич и прилегающих деревень. В церкви совершаются богослужения. Под руководством регента хора матушки Ники Степановой под сводами храма звучит церковное пение.
Свято-Михайловская церковь не стоит в стороне от решения важной государственной проблемы – нравственного воспитания детей и взрослых. Священник встречается и беседует со школьниками, отвечает на вопросы педагогов и жителей агрогородка.
Протоиереем Николаем Степановым открыты православные библиотеки в храме, в средних школах близлежащих деревень. Подобрана литература и для детского садика в аг.Тихиничи.
Свято-Михайловский храм агрогородка Тихиничи входит в состав Рогачевского благочиния Гомельской епархии. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июня 2012 года епископом Гомельским и Жлобинским определён епископ Туровский и Мозырский Стефан. Благочинным Рогачёвского округа с 2006 года был назначен протоиерей Алексей Смотрицкий, настоятель прихода храма святого благоверного князя Александра Невского в г.Рогачеве. С декабря 2022 года благочинным Рогачёвского округа и настоятелем прихода храма святого благоверного князя Александра Невского в г.Рогачеве является иерей Алексей Сергеев.
В Гомельской епархии реставрируются старые и строятся новые храмы. В них осуществляется главное дело – молитва, без которой не может жить во всей полноте человек.
(Использовался материал книги Левишко (Хоревич) Т.Г. «Благодатью Божией утверждённый…»)