25 июля, 2024

Гомельская Епархия

Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Преемство монашеских традиций. Кормянский монастырь – предыстория

Мой доклад будет скорее кратким обзором истории возникновения Иоанно-Кормянского монастыря. Еще раз отмечу, что это лишь совсем небольшой очерк о нем.

Сегодня в Гомельской епархии ведется активная работа в подготовке к изданию книги об истории нашей обители и жизни отца Иоанна Кормянского, имя которого носит наш монастырь. Рабочее название книги ― «Праведный Иоанн Кормянский. Его чудеса и Иоанно-Кормянский монастырь. История в лицах». Автор книги ― протоиерей Александр Лопушанский. Некоторые тезисы моего сообщения как-раз и будут взяты из этого будущего издания.

История возникновения Кормянской обители своими корнями восходит к первой половине 20-го века, беря начало в старинном и некогда ликвидированном Добрушском Макарьевском монастыре. Казалось бы, что речь идет о совсем разных монастырях, но все же определенное преемство здесь прослеживается.

Макарьевский монастырь, основанный во второй половине 18 века, окончательно был расформирован в 1928 г. Сестры обители разошлись по своим домам. Часть же сестер вместе со своим духовником архимандритом Иннокентием (Мельниченко) перебрались в г. Добруш, где основали небольшую келейную общину. Община была нелегальной. В годы гонений на Церковь она стала оплотом Православия в Гомельских землях.

архимандрит Иннокентий (Мельниченко)

После кончины архимандрита Иннокентия в 1948 г. монахини продолжили жить в Добруше. Обитель просуществовала до 1980-х гг.

Ещё одна часть монахинь удалилась в д. Огородня, Добрушского района (место служения праведного Иоанна Кормянского), примкнув к близкому для отца Иннокентия человеку, иеромонаху Иоанну (Матвеенко). В эти годы отец Иоанн возглавлял местный приход, будучи настоятелем Никольского храма.

По свидетельству знавших их людей, в Огородненской келейной обители насчитывалось 15-20 монахинь. Иеромонах Иоанн обитель эту расширил, увеличив число насельниц, совершив ещё несколько монашеских и иноческих постригов. Как правило, эти постриги он совершал над женщинами, оставшимися вдовыми после Великой Отечественной войны. Сестры жили в разных домах небольшими группами и периодически собирались на богослужения в Огородненский Никольский храм.

Нелегальная обитель существовала вплоть до конца 1980-х гг. Время от времени их посещал, уже служивший в те годы на Черниговщине, архимандрит Иоанн (Матвеенко).

Подобные общины, но только малочисленные, существовали как в самой Корме, так и в д. Перерост того же Добрушского района.

Упомянутые монахини, после закрытия в начале 1960-х гг. Огородненского прихода, стали активно посещать Покровский храм в д. Корма. Туда же периодически приезжали и сестры из Добрушской келейной обители, о том есть немало свидетельств. Например, псаломщицами в Покровском храме были инокини Анания (Короткая) и инокиня Евдокия (Демьянцева). Сестры «тайных» обителей в те годы составляли костяк Кормянского прихода. Этот храм для них стал центром их собраний.

До наших времен дошла и их «келейная» библиотека. Всевозможные рукописные тексты, преимущественно богослужебного характера (Октоих, акафистники и проч.).

Спустя много лет, некоторые из них стали первыми насельницами формирующегося Кормянского монастыря.

Для тайных монахинь мысли о настоящем монастыре уже тогда были мечтой.

Среди местного населения сохранилось предание. О нем повествует первое житие праведного Иоанна Кормянского.

В д. Серовка, Злынковского района Брянской области проживала некая блаженная по имени Евфросиния.

По воспоминаниям старожилов она часто посещала Корму, и каждый раз, проходя мимо Покровского храма, делала в его сторону несколько поклонов, приговаривая: «Один поклон Царице Небесной, другой поклон игуменье». И ещё: «Корма – монастырь, Корма – монастырь». Эти события относятся к 1960-м гг. Народная память донесла до нас эту историю, что свидетельствует о давнем желании устроить обитель в Корме.

Следующей страницей в истории Кормянского монастыря можно считать 1990-е гг.

В начале 1990-х гг. в Корму прибыл новый настоятель. Им стал иеромонах Стефан (Нещерет).

Бывший насельник Киево-Печерской Лавры, отец Стефан вокруг Покровского храма сформировал небольшую монашескую общину, в которую вошли и некоторые сестры из упомянутых «келейных» обителей.

В числе первых насельниц были монахини Сергия и Феодосия, мантийный постриг над которыми совершил отец Стефан.

Мать Сергия (Анна Малаховна Короткая) была духовной дочерью архимандрита Иоанна (Матвеенко) и у него же приняла иноческий постриг с именем Анания. К слову сказать, именно благодаря матери Анании до нас дошла фотография праведного Иоанна Кормянского.

Мать Феодосия (Екатерина Григорьевна Сидоренко) была духовным чадом преподобной Манефы Гомельской, а также свидетельницей жизни праведного Иоанна Кормянского и преподобного Лаврентия Черниговского, к которому она неоднократно ездила.

В первоначальной Кормянской общине насчитывалось пять сестер. Все они проживали в своих домах, пока на территории Покровского храма не был построен каменный корпус и некоторые хозяйственные постройки. С течением времени число сестер увеличивалось. В начале Великого поста в 1999 г., впервые в Кормянском храме зазвучало монашеское правило.

Новой страницей в жизни монастыря стало его официальное учреждение. Так, 8 августа 2000 года Святой Синод Белорусской Православной Церкви учредил женский Иоанно-Кормянский монастырь.

Свою же официальную регистрацию в государственных органах он получил лишь в марте 2004 года.

В регистрационных документах написано: «Свято-Иоанно-Кормянский монастырь основан как религиозная организация, объединяющей на добровольных началах совершеннолетних женщин, граждан Республики Беларусь, зарубежных стран и лиц без гражданства, в целях их религиозно-нравственного совершенствования, совместного исповедания и распространения христианской православной веры, является правопреемником православного прихода Кормянской Свято-Покровской церкви, имеющей богатую историю своего существования»[1].

И это несомненно так. История существования как храма, так и монастыря достаточно богата!

Следует также упомянуть и об игумениях обители.

В разные времена монастырь возглавляли: монахиня Александра (Жарина), монахиня Вера (Яковенко), игумения София (Демчик), игумения Платонида (Гордиченко)[2].

Сестры обители по-прежнему продолжают сохранять память о своих предшественниках, потрудившихся в созидании как Кормянского прихода, так и монастыря. По словам апостола: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». (Послание к Евреям 13:7). Мы дорожим тем, что наши предшественницы были свидетельницами жизни великих святых, перенимая их духовный опыт. Подтверждением чему является наша первая насельница монахиня Феодосия (Сидоренко).

Обитель продолжает развиваться. Как уже не раз подчеркивал основатель и строитель Кормянского монастыря архиепископ Стефан (Нещерет), одной из основных задач у монастырских сестер является их служение приезжающим паломникам.

К мощам праведного Иоанна стекается большое количество людей, каждого из них необходимо встретить и достойно принять. В этом и заключается наше послушание, с чем мы и стараемся справляться. Благодарю всех за внимание!

Святый праведный отче наш Иоанне моли Бога о нас!

Доклад настоятельницы Иоанно-Кормянского женского монастыря игумении Архелаи (Новиковой) за круглым столом «Почитание местных подвижников благочестия, новомучеников и исповедников Церкви Русской в монастырях» монашеской секции «Монастыри и монашество: традиции и современность» Девятых Белорусских Рождественских чтений (Полоцк, 15 декабря 2023 года).

[1] Цыкунов С.В. Кормянский Свято-Иоанновский монастырь и приход Свято-Покровской церкви. Рукопись.

[2] В 2017 г. настоятельницей была назначена монахиня Архелая (Новикова), в 2022 г. решением Синода Белорусской Православной Церкви была возведена в сан игумении.

monasterium.by

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print