Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/classes/rss.class.php on line 51 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/modules/show.full.php on line 241 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/classes/templates.class.php on line 60 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/classes/templates.class.php on line 72 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/classes/templates.class.php on line 77 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/index.php on line 111 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/eparhiya/public_html/old/engine/classes/templates.class.php on line 268 Цикл передач "Встреча со священником". Передача на тему "О молитве" » Гомельская Епархия Русской Православной церкви

Гомельская епархия

Белорусской Православной Церкви

Московского Патриархата

официальный сайт

Анонс



Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Архив новостей

Июнь 2013 (26)
Май 2013 (38)
Апрель 2013 (30)
Март 2013 (28)
Февраль 2013 (35)
Январь 2013 (39)


Друзья

 

Патриархия.ru


Спасо-Преображенский храм


Официальный портал БПЦ


Православные новости


Ладушки


Рогачёвский правосланый сайт


Православный Борисов

Нижегородская епархия


Журнал Сретение


СОБОР.by


Анти Раскол


Приход RU


Цикл передач "Встреча со священником". Передача на тему "О молитве"

 

О молитве.

Протоиерей Михаил  Дроздов священнослужитель Свято-Петропавловского собора г.Гомеля.

 

Что есть молитва для христианина – это есть дыхание Духа и души нашей. Молитва имеет первостепенное значение в духовном делании. С молитвы начинается всё. Всякое доброе дело не начинается без молитвы. «Без меня не можете творить ничесоже» - говорит Господь. Поэтому всякое дело начинаемое начинается с призывания благодати Духа Божия – это и есть молитва.

Итак, что же мы читаем у апостолов. Апостолы пишут нам: «Братья, в молитве будьте непристанны». Обращаются с этими словам ко всем христианам. Только человек воцерковился, только переступил порог храма, а ему говорят - молись. И более того как молись – непрестанно молись. Как пример, когда мы свами говорим о молитве, мне хочется вспомнить те вопросы прихожан,  которые как пастырю мне приходилось слышать: «Когда человек выходит в храм и прочитал из молитвослова молитву «На выход из дома в храм», то считается, что он помолился, а если человек, выходя не прочитал эту молитву, то что он считается не помолился?» Или другое: «Вовремя с утра встал и так дела устроены, что успел прочитать все молитвы утренние, а то в спешке прочитал половину, а то бывает вовсе человек говорит не успел прочитать. Вышел, пошёл на работу, но по дороге своими словами обращался к Богу, или те молитвы которые знал по памяти».  Вопрос: «Человек, который прочитал по молитвослову молитвы помолился, или тот который не прочитал  не помолился?» Нет, трудно сказать, кто помолился, кто не помолился, потому что мы видим лишь внешнюю сторону, Господь же видит сердце. И как из всего вышесказанного мы свами уже поняли, что молитва есть памятование о Боге. Если человек, отвечаем мы, прочитал утренние молитвы, или  молитвы на выход из храма с памятованием о Боге, со вниманием ума своего прибывающего в сердце, с соответствующими  чувствованиями, переживаниями Бога, страха Божия, трепета души, то такой человек помолился. Если же человек прочитал молитву сухо, умом и сердцем был совсем в другом месте, другое волнение, заботы внутри его раздирали, а молитва была на языке, конечно эта молитва. И напротив, человек не прочитал ничего, но находился в памятовании Божием и соответственно имел рождающиеся чувствования к Богу, обращения словесные к Богу, то человек пребывал в молитве. Но нельзя отталкивать ни того ни другого, потому что прямо нам говорят святые отцы о важности наших утренних, вечерних молитв к Богу, служебных молитв, иных установленных молитв  -  они являются оградой нашего молитвенного состояния пред Богом. Это как правило, ограждение, это не то что исключение, но необходимо поддерживать, необходимо проявлять усилие в себе, с тем чтобы мы находились в постоянном обращении к Богу. Нужницы восхищают  Царствие Небесное, но при этом прекрасно понимать, что самое главное – это наше предстояние пред Богом умом и сердцем. Таким образом, чтоб подошёл ко мне человек, а я так внутрь себе и говорю: «Это Господь его ко мне направил, а как Господь его ко мне направил, то и смотрит, как я с ним поступлю». Как я должен с ним поступить, спрашиваю себя -  вниманием ума находясь в сердце. И только не лукавь, язычок сердца будет нам прекрасно понятен и доступен.  Как нужно поступить, так и поступите. Другой раз произошла какая-то ситуация, или обстоятельства жизненные: «Как я должен поступить?»  – вспоминаю Евангелие, так чтоб было по Евангелию, так и поступи. Вот уже это и есть молитва. Ведь вспомнил о том, что необходимо поступить по Евангелию, в своей памяти содержал Евангелие, значит изучал человек Евангелие и изучает, и старается в своей жизни его реализовать в той или иной конкретной ситуации, а ведь всё это так же является молитвой, потому что это жизнь души. Молитва – это дыхание нашей души, дыхание нашего духа и жизнь самой души. Христос прямо на себя указует, говоря, что «я есть жизнь и воскрешение для человека. Кто последует за мною – обретёт жизнь вечную». Когда мы с вами упражняясь в молитве будем достигать постоянно неких совершенствований, конечно ни в коем случае нельзя допускать самолюбования и гордыни, но наоборот даже видя, когда у вас что-то получается, то говорите себе - так учит нас Христос, что «мы рабыни ключи есть, какая нам награда, хотя бы нам  наказания от Бога не принять» и в такой смиренной мысли будет созидаться и следующая ступень нашей молитвы, а именно навык человека пребывания в молитвословии, памятование Бога порождает всё остальное – благоговейное отношение к Богу, страх Божий, соответствующие чувствования, мысли и конечно же дела рук наших.

Давайте мы с вами посмотрим на падшего Адама. После грехопадения Адам забывает, что от Бога нельзя спрятаться, он прячется от Бога. Памятование Божие было в нём нарушено. Обрести памятование Божие – это первая задача для человека. Помнить  на всяком месте, что Господь видит меня, слышит меня и я должен соответственно поступать  так, чтобы Бог, глядя на меня, радовался. Если Бог порадуется о нас, то Он будучи Духом, духовной природы, эта радость Его, передастся и  к нам, таинственно, через Дух и душу нашу, через наше сердце, через наши помышления и конечно же и через сами действования.

Итак, памятование о Боге приобретается соблюдением всех церковных постановлений. К чему нас призывает Матерь Церковь?  Соблюдение постов, посещение богослужения, более того с терпением выстаивать и со вниманием длительное богослужение, о необходимости делания добрых дел, дела милосердия, любви, сострадания ближним, о необходимости на всякое время руководствоваться Евангельскими заповедями. Если это всё человек будет с послушанием своим всё исполнять, со вниманием, то неминуема память о Боге прилепится к нему. И что тогда будет? Тогда будет, что всё остальное к этому приложиться. А именно, ведь зачастую путают молитву.  Посмотрят на человека – стоит в храме, значит, что молится? Нет, говорят святые отцы, можно стоять в храме, а умом и сердцем быть далече отстоять. Далее, стоит человек, крестится, перед иконами кланяется, что молится человек? Нет, говорит святитель Феофан Затворник, так же это только пределка к молитве. Посмотрите, говорит, взял в руки молитвослов, и читает молитвы по молитвослову. Молится человек? И это не есть молитва. Это только пределка к молитве. А что же такое молитва? Вот те чувства, которые возникают в человеке, в результате переживания присутствия Божия – вот это и есть молитва. Так что, если бы, говорит он, отними все эти пределки, а оставь только то чувство, то и человек пребывает в молитве. Но так как тяжело  нам без внешних усилий, труда и соответствующей обстановки себя настроить на молитву, то и пределки так же необходимы. Но это только следствие уже того, что человек помнит о Боге, сопереживает Бога и соответственно старается угодить Богу. Как уже выше мы сказали, чтобы Бог, глядя на нас радовался, когда Бог порадуется о нас, тогда и мы внутренне порадуемся о Боге. А что такое бывает радость у Бога и радость  у нас одинаковые. Это значит, что мы уже не чужие друг другу, мы свои. Вот смотрите, здесь и есть то самое усыновление и удочерение Богу, столь любезное для христианского сердца.

Итак, вернёмся к апостольской заповеди: «В молитве будьте непристанны». Каким  это образом? Если подойти буквально, понимая молитву ошибочно, что я молюсь только тогда, когда взял молитвослов и читаю, то конечно же, кто же может круглосуточно простоять с этим молитвословом  и прочитывать, молитвы, которые там записаны. Это не реально для человека. Поэтому непрестанная молитва складывается у нас из того, что и в храме предстоим с вами и молимся, и когда дома находимся, читаем жития святых с размышлением, читаем учение святоотеческое, и когда в дороге находимся, упражняем  ум свой иисусовой молитвой, или иной краткой молитвой, или своими словами от сердца, что наболевши у нас обращаемся к Богу, или даже мы если  и ничего не говорим, как святой Феофан Затворник говорит, так, что если устал в мыслях своих содержать Бога, то даже и не думай. Тяжело человеку не думать? Но можно на какое-то время усилие сделать в остановки мыслей. Но если при этом ты оставишь при себе памятование о том, что Господь сейчас смотрит на тебя, видит тебя, видит мысли и чувства, ты уже не оставил молитвы. Потому что молитва внутрь тебя совершается. Побуждение себя на молитву, конечно же необходимо, потому, что памятование Божие  оно  легко не приобретается. Казалось бы, что мне  такое трудность помнить о Боге, а на жизнь нашу посмотрим – суета сует, как сказал премудрый. Вот эта самая суета сует как раз таки нас и отрывает от этой памяти. Туда закружилась голова, в другую сторону закружилась. На один блеск мирской посмотрел, на другой, там где-то с кем-то поболтал, ещё где-то поболтал, ещё что-то мне рассказали. И смотришь, что угодно в голове нашей, только Бога нету. Вот внимание к себе, дорогие братья и сёстр, мы должны проявлять непрестанно. Само же внимание выражается у нас толь тогда, когда мы стараемся всё исполнить  по тем постановлениям церковные, которые бережно содержатся в святой Церкви и предаются своим чадам. Аминь.



» Перейти в раздел Публикации   Просмотров 796
Другие новости по теме:
  • Цикл передач "Встреча со священником". Передача на тему "О страшном суде ...
  • Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в четверг Св ...
  • 19 августа 2011 года высокопреосвященнейший Аристарх Архиепископ Гомельский ...
  • Обращение Высокопреосвященнейшего Аристарха Архиепископа Гомельского и Жло ...
  • Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию у места теракта на ста ...
  • Святейший Патриарх Кирилл: «Духовная жизнь — это не хобби, на которое может ...
  • Обращение Высокопреосвященнейшего Аристарха Архиепископа Гомельского и Жло ...
  • Слово Патриарха

    Слово Владыки

    Свет Невечерний


    Праздник


     

    Посещение

     


    Сайт Гомельской Епархии. 2010. Все права защищены.