Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Божественная литургия в день памяти иконы Божией Матери «Скитковская»

В десятую субботу по Пасхе в Гомельской епархии чествуется образ Божией Матери «Скитковская». Силами гомельчан в честь чудотворного образа будет возведен храм на живописном берегу Люблинского озера, в котором обретет свое пристанище список древней иконы – заступницы земли Гомельской.
Божественную литургию в праздничный день 6 июля 2019г. совершил  Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский на территории прихода.
Высокопреосвященному сослужили: благочинный монастырей Гомельской епархии архимандрит Амвросий (Шевцов), духовник Гомельской епархии протоиерей Стефан Гладыщук, благочинный Гомельского городского округа протоиерей Игорь Ольшанов, благочинный Гомельского районного округа протоиерей Артемий Кривицкий, настоятель прихода иерей Дмитрий Загоруев, благочинные Гомельской епархии, председатели епархиальных отделов, настоятели приходов и духовенство епархии.
За богослужением молились настоятельница Тихвинского монастыря г.Гомеля игуменья Вера (Афонькина) с сестрами обители.
По окончании богослужения Владыка поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к молящимся со словами Архипастырского назидания, а также напомнил, что сегодня отмечается день памяти первого Гомельского архипастыря – священномученика Митрофана (Краснопольского).

Наша Гомельская святыня, древняя чудотворная Скитковская икона Божией Матери, хранилась в Терешковском монастыре Рождества Пресвятой Богородицы, который был основан недалеко от Гомеля, на берегу Сожа, рядом с родовым имением шляхтичей Климовичей Терешковичи. Основал монастырь инок Варлаам из рода Климовичей. Он же принес в обитель из Киева и древний образ Пресвятой Богородицы.

Икона эта была писана на липовой доске размерами 7 вершков вышины и 6 вершков ширины (или 31,15х26,7 см.). По изображению она имела большое сходство с Почаевской иконой Божией Матери, а по живописи напоминала икону святителя Николая Мокрого (XI в.), что до войны хранилась в Киевском Софийском соборе, а в настоящее время находится в США.

Пресвятая Дева с печальным ликом держит Богомладенца на правой руке и слегка склоняет к Нему голову. Младенец Иисус Христос, как бы желая утешить Свою Пречистую Матерь, прильнул лицом к Пресвятой Деве. Весь образ, за исключением ликов, был закрыт серебряной позлащенной ризой, изготовленной в Петербурге в 1810 году. Более древняя риза, покрывавшая икону, была утрачена еще до революции. Над главами Божией Матери и Богомладенца вместо древних венцов были укреплены королевские короны, сделанные униатами.

Святая икона источала чудеса уже в древности. Об этом свидетельствовало множество серебряных подвесок в виде рук, глаз, сердец, ног и т. п., которыми была увешана св. икона в благодарность за исцеления. Сохранились известия, что в монастырь притекали тогда «разныя особы с целой Украины». Одни благодарили Матерь Божию за дарованные исцеления, другие просили у Нее милости; иные совершали поминовения усопших, заказывали сорокоусты и т. п., и по вере своей, получив исполнение прошений от Царицы Небесной и насладившись благолепием монастырского служения, уезжали домой с умиротворенной душой.

Однако монастырь недолго оставался в православии, и в 1743 году он был отобран в унию. Церковь возвратили православным лишь в 1795 году, но монастырь возрожден уже не был. При возвращении церкви из нее постарались забрать все имущество, так что Скитковский приход оказался одним из самых бедных в Белорусской епархии. Униаты желали забрать с собою и чудотворную икону Божией Матери. Сначала они скрыли ее в монастырском огороде, в конопле, но Божия Матерь чудесно указала нахождение Своей иконы одной богобоязненной женщине, и святая икона была вновь поставлена в церкви. Тогда пред самым выездом из монастыря униаты запрятали икону в один из своих многочисленных сундуков, но принимавший церковь гомельский протоиерей Григорович обнаружил их злой умысел, и икона снова была возвращена в церковь.

 С течением времени жизнь в Скитке вошла в обычную колею, и богомольцы снова тысячами стали притекать к иконе Божией Матери, прося у Нее помощи в своих скорбях и болезнях. Многие люди, которые не могли встать с одра болезни, приглашали причт со святой иконой к себе на дом и получали исцеления. Подобные путешествия совершались часто и на очень далекие для того времени расстояния. Особенно часто чудеса исцеления истекали от св. иконы для детей и матерей-родительниц. 

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print