
По благословению Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре 9-10 декабря 2019 года прошла монашеская секция V Белорусских Рождественских чтений «Молитва и внутреннее делание монаха».
В конференции приняли участие: архипастыри, игумены, игумении и монашествующие Белорусской Православной Церкви, Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви.
Делегацию Гомельской епархии возглавил викарный архиерей, епископ Светлогорский Амвросий.
9 декабря монашеская секция Рождественских чтений началась в 13:30 с молебна с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери Жировичской в Никольском храме, который совершил председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству епископ Лидский и Сморгонский Порфирий. Сослужил епископу Порфирию игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря Переславской епархии.
В 16:45 все участники форума приняли участие в вечернем богослужении.
10 декабря совершение Божественной литургии предшествовало началу пленарного заседания. Литургию возглавили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии; епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии. Сослужили архипастырям игумены монастырей и монашествующие в священном сане.
По окончании Божественной литургии и праздничной трапезы все проследовали в актовый зал Минской духовной семинарии. Проведение форума возглавил председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского Экзархата епископ Лидский и Сморгонский Порфирий. В состав президиума вошли: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичского Успенского монастыря; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний; епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии; епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии.
Приветственное слово митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси зачитал епископ Порфирий. Далее с докладами выступили:
епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии: «О молитве и трезвении»;
архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний: «Преподобные Оптинские старцы о внутреннем делании»;
игумен Михей, наместник Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря Новогрудской епархии: «Святитель Игнатий Брянчанинов о молитве»;
игумения Иулиания, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, заместитель Председателя Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Русской Православной Церкви: «Внутреннее делание по преподобному Силуану Афонскому» (доклад игумении Иулиании зачитала настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия);
игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Троицкого мужского монастыря Переславской епархии: «Внутреннее делание монаха по творениям преподобного Паисия Святогорца».
По итогам выступлений были сделаны следующие выводы:
· Внутренним деланием святые отцы называют совокупное действие, возделывание своей души, ведущее к постепенному очищению и исцелению поврежденной человеческой природы, воссоединению ее с Богом-Творцом и спасению для вечной жизни.
· Молитва – основа монашеского духовного делания. Монахи должны не только участвовать в храмовых богослужениях, но и устремляться к тому, чтобы возделывать в своем сердце непрестанную молитву. Нужно искать в покаянном чувстве прежде всего Бога, а не благодатных состояний или переживаний – молитва и другие духовные дарования придут в свое время, когда благоволит Бог.
· Необходимо следовать заповедям Евангельским и иметь духовного руководителя. Смирение — неотъемлемое делание на всех этапах духовного пути. Обретается и укрепляется смирение через послушание, признанного святыми отцами кратчайшим путем, ведущим ко спасению. В сердце, обретшем смирение, молитва утверждается, развивается, и обретает силу привлекать Божественную благодать.
· Участники конференции выразили молитвенную радость общения друг с другом во время совершения Божественной Литургии, которая объединила всех у чаши Христовой, получили духовное назидание и единодушно выразили надежду на возможность подобного молитвенного и душеполезного общения в будущем.