Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Конец или не конец. Или что делать, если завтра конец света?

Если бы мы узнали, что завтра конец света, то чем бы мы занялись сегодня?

Однажды похожий вопрос задали одному мудрому семинаристу (иногда бывает даже такое!) его товарищи, когда тот на перемене играл в мяч. Вопрос состоял в том, что если бы вдруг завтра наступал конец света, то чем бы он тогда занялся, готовясь к переходу в вечность? На что он ответил, что если бы игра в мяч была плохим занятием, то в нее играть никогда и не стоило бы. А если это не грех, то почему он ее должен бросать? Поэтому он бы продолжил играть в мяч.

Позже этот семинарист стал католическим святым. Его звали Людовик де Гонзаго.

Мои же некоторые православные знакомые (не все конечно) к концу света готовятся более основательно, чем этот католик. Причем готовятся не только духовно, но и про матчасть тоже не забывают.

Так, один мой знакомый священник (ушедший в мир иной лет 10 назад) всегда дома в погребе имел запасов консервов ровно на три с половиной года (время событий, описанных в книге Откровение) и постоянно их обновлял, чтобы не вышло просрочки.

Когда я впервые осознанно переступил церковный порог, то от одного бывалого православного получил важный совет, состоявший в том, что просфоры вкушать сразу не надо. Их необходимо засушить, а после законсервировать в банку. Опять же на случай пришествия Антихриста. Т.к. нам придется скитаться во время гонений по лесам и там уже не будет просфор. (К слову сказать, я так в начале своего пути и поступал, пока они наконец не превратились в труху). Видимо, тот прихожанин очень любил просфоры, раз считал, что это чуть ли не единственное, что нужно беречь и копить на случай гонений. Как же без них?

Встречал я и людей, которые уже подготовили себе землянки. Опять же в надежде переждать библейские события. А некоторые и вовсе говорили, что нужно ехать в Киев, т.к. только этот город уцелеет, другие же указывали на Дивеево, что только оно уцелеет, и с этой целью скупали там дома. Конец света обязательно будет, но только не там. Руки Антихриста туда не доберутся.

Складывается впечатление, что, когда все пророческие события окончатся мои знакомые выползут из своих укрытий и погребов, выйдут с рюкзаками из лесов. И пав к ногам Христа скажут: «Господи, вот мы! Ради Тебя мы прятались! Ради Тебя мы выжили!» Как-то абсурдно выглядит эта картина, если учесть, что весь падший мир сгорит.

А почему Людовик де Гонзаго не боялся конца, наверное, совесть его ни в чем не обличала. Чего, к сожалению, нельзя сказать о нас.

Чаще всего люди боятся любого упоминания о конце мира не из-за страха перед Судом Божиим или обличений своей совести, а прежде всего из-за катастроф, описанных в Библии и прихода Антихриста. В связи с этим замечательная, и я бы даже сказал жизнеутверждающая (в ней содержится важная весть о христианской надежде) книга Откровение стала чем-то поистине страшным и отталкивающим для многих людей. А, между прочим, о чем она?

Она прежде всего о Пришествии Христа и новом мире, созданном для нас Богом вместо старого и больного. Она о том мире, где всё зло, смерть и несправедливость будут истреблены. И заканчивается она прекрасными словами «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр. 22: 20-21).

А если рассуждать о том, когда же все это произойдет? Когда наконец сбудется пророчество? Ответ на этот вопрос тоже очень прост. Мы не знаем. Это уже не в нашей власти или скажем так, не в нашей компетенции знать об этом. Об этом знает только Бог.

Вспоминаю слова покойного протоиерея Александра Меня, сказанные им во время одной из его публичных лекций. Своим слушателям он напомнил тот факт, что последние времена наступили уже с момента Рождества Христова, тогда же и начался суд над этим миром. И на самом деле христианство стоит еще только в начале своего пути. И 2000 лет для него — это еще очень мало. Поэтому о конце времен думать еще рано.

На самом деле, если внимательно проанализировать не только историю Церкви, но и жизнь отдельно взятого прихода, то окажется, что большинство не только исторических церковных деятелей, но и наших современных рядовых прихожан (даже и некоторых священников) так и не стали до конца христианами. Об этом говорит еще и тот факт, что для многих из нас сегодня по-прежнему книга Откровение — это книга не о Христе, а об Антихристе.

Так что же делать, если завтра конец света? А, наверное, и ничего особенного, если вы, конечно, настоящие христиане и живете по совести. Христианам вовсе не свойственно чего-то бояться. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин 4:18).

Живите, любите Бога и ничего не бойтесь!

Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print