
Что такое чудо? Как это определяет пространный катехизис святителя Филарета (Дроздова): «Чудеса есть дела, которые не могут быть сделаны посредством человеческих знаний или способностей, но только всемогущей силой Божией. Например, – воскрешение умершего».
Если верить данному определению, то конечно, каждый христианин в своей жизни найдет ряд определенных чудес. Есть вещи, которые иначе чем чудо не назовешь. Особенно, если отбросить такое понятие, как случайность.
Рассказывал мне один знакомый священник. Однажды, во время длительного путешествия его машина внезапно заглохла. Устранять поломку пришлось около получаса. Проехав еще некоторое расстояние он увидел целое столпотворение машин. Произошла авария в которой пострадало много автомобилей и людей. Разузнав о времени, когда все это произошло, священник был удивлен. Все случилось около получаса назад. Не случись внезапной поломки, то не исключено, что и его автомобиль тоже бы пострадал, а возможно и того хуже.
Батюшка, конечно все это интерпретировал как действие Промысла Божия. Неверующий же человек счел бы это не более чем чередой случайных совпадений.
Видите, каждый на один и тот же пример смотрит совершенно по-разному.
Иногда от нецерковных людей можно услышать, что если бы они увидели что-либо поистине чудесное, то они возможно и поверили бы по-настоящему.
Вот если бы мертвый воскрес! (Как сказано в приведенном выше определении). Вот это было бы чудом! Вот это доказательство так доказательство! Однако и к этому сегодня можно отнестись тоже скептически, списав на недосмотр врачей или летаргический сон. Помните слова Христа в притче о богатом и Лазаре: «Он же (богач) сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк. 16: 19–31).
Как же такому не поверить? Я раньше тоже так думал пока сам не встретил похожий пример.
Жил на территории моего прихода один пьянчужка. К тому же страшный матерщинник. Так вот он, можно сказать, однажды воскрес.
Разбившись от падения с достаточно большой высоты, он осознал себя, в прямом смысле слова, витающим над своим телом. Когда этого героя реанимировали врачи, собрав буквально по косточкам (т.к. было огромное количество переломов), он подробно рассказал, что видел и чувствовал в тот момент.
Страдалец поведал как со стороны наблюдал за своим телом и действиями врачей, находясь буквально над ними. Не является ли все это прямым доказательством существования бессмертной души, по крайней мере для него самого?
И как же после всего пережитого изменилась его жизнь? Ответ – никак! Он продолжил по-прежнему пить и материться как ни в чем не бывало. Так и умер пьяницей ни разу не переступив церковный порог.
Подобные примеры встречаются в церковной литературе. Когда человек побывав, как мы говорим «на том свете», ничего в своей жизни определенным образом не менял.
Если продолжить рассуждать о чудесах, то они происходят всегда с определенными целями. Главной из которых является обращение человека к Богу. Бог через чудо зовет человека к Себе. Если так можно сказать, Он через чудеса открывается людям. Но, как мы видим не все способны Его рассмотреть.
Когда же человек находит Бога по-настоящему, то ему уже не нужны никакие чудеса. Если путешественник приходит к своей цели, то ему уже не нужны ориентиры.
В православной среде чудесам отводится особое место. У нас существуют целые паломничества к местам, связанным с проявлением чего-то необъяснимого. Где-то это даже и не плохо, но как мы знаем везде бывают свои перегибы.
Иногда гонка за чудесами приводит ищущих к разным диковинным вещам. То вдруг на дереве после среза ветки проявляется образ, то вдруг река намыла из песка образ Пресвятой Богородицы, то простой пень кому-то напомнил образ святителя Николая и т.д. Иногда это выглядит даже забавно и комично. Это как с облаками, каждый видит свое и пытается всех в этом убедить. Фантазиям людей нет границ. Иногда люди свои фантазии выдают за чудеса.
Практически все в церковной жизни, представляет из себе некую лестницу возводящую человека к Богу. Будь то наше богослужение, или наша замечательная иконография. Самое главное, чтобы ступеньки не затмили собой Бога. Есть люди, которые в Церкви интересуются и увлекаются всем, чем угодно, но только не Богом. Это очень страшно.
Ужасно и когда вера человека в Бога основывается только на чудесах. Ведь если какой-либо ученый сможет аргументированно опровергнуть, то или иное проявление необъяснимого, значит ли это, что нашей вере придет конец? Если это так, то грош цена такой нашей вере.
Например, ни для кого не секрет, что каждый год в канун дня Святой Пасхи в средствах массовой информации вспыхивают споры относительно чуда схождения благодатного огня. Причем противники этого явления приводят в пример мнения весьма авторитетных церковных иерархов и богословов, которые оспаривают чудесность этого явления. Я сейчас не буду вдаваться в полемику об этом феномене.
Как-то мне один мой знакомый сказал, что если Церковь, в лице этих богословов разрушит веру в чудесность схождения благодатного огня, то она тем самым отшатнет от себя огромное количество верующих. Я ему на это возразил тем, что в празднике Пасхи не это является самым важным. А если вера в воскресение Христа основывается только на чуде благодатного огня, то опять же грош цена такой вере.
Ведь, как хорошо было замечено христианскими богословами, что Бог никого не хочет заставить в Себя верить, даже посредством чудес. Чудо – это всегда знак, порой нужный только на определенном этапе, для определенного человека.
Чудеса конечно же важны для человека, но еще раз отмечу что только на определенном этапе. Если же человек нашел Бога, то ему уже не нужно никакое подтверждение Его существования или отдельные знаки Его присутствия. Он и так уже живет в сплошном чуде и видит проявление Бога буквально во всем. Да и сам феномен нашей жизни – это поистине самое великое чудо из чудес.
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых