
«Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: «приидите, благословеннии Отца Моего… В темнице был Я и вы посетили Меня» (Мф.25:34, 36)».
еп. Афанасий.
Рассматривая фотографии святых новомучеников, невольно останавливаешь взгляд на изображении святителя Афанасия (Сахарова).
Его фото просто выбивается из ряда привычных нам изображений святых новомучеников и исповедников. На фотографии мы видим улыбающегося старца, похожего на преподобного Амвросия Оптинского.
Не зная биографии этого человека, можно подумать, что у него уж точно жизнь удалась, раз он такой веселый.
Мне всегда было интересно, а что скрывается за этой улыбкой? Ведь в его жизни было не все так просто.
За 33-х летний отрывок жизни, с 1921 по 1954 г. он провел 27 лет в лагерях, тюрьмах и ссылках. Как он сам об этом писал в своем дневнике: «Исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении – 33 месяца. На свободе не у дела – 32 месяца. В изгнании – 76 месяцев. В узах и горьких работах – 254 месяца».
За эти годы ему приходилось голодать из-за не выработки дневной нормы, работать на лесоповале, сидеть в штрафном изоляторе и неоднократно оказываться в числе кандидатов на расстрел.
За его плечами остались Таганская, Лубянская и Бутырская тюрьмы, Соловецкие, Беломорско-Балтийские, Онежские, Сибирские, Темниковские, Дубравный лагеря и инвалидный дом!
Власти считали его особо опасным государственным преступником, т.к. он не шел ни на какие компромиссы с ними. В 1944 г. на очередном допросе он заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии».
На компромиссы он не шел и в церковной жизни. Напрочь отрицая обновленческое движение в лице его Высшего Церковного Управления, он и был впервые подвергнут аресту в 1921 г.
Одним из самых важных дел его жизни было литургическое творчество. Чего только стоит составленная им жемчужина русской гимнографии, служба «всем святым, в земли Российстей просиявшим» с ее знаменитой стихирой всем Русским святым «Земле Русская».
Его исследования в богослужебной области позволили ему написать фундаментальный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», за который в 1961 г. Патриарх Алексий I намеревался присвоить ему сан архиепископа и ученую степень магистра богословия. От чего он смиренно отказался называя свой труд «жиденькой брошюрой».
В общей сложности владыкой Афанасием было составлено более 20 трудов и публикаций, не считая огромного числа писем своим духовным братьям и сестрам.
И в основном всё это в его лагерный период!
Как это им все писалось — отдельная история. С какими перипетиями ему удавалось добывать источники и литературу для своего творчества и передавать готовый материал на свободу, дорогого стоит.
После своего освобождения в 1954 г. он прожил всего 7 лет. Скончавшись в 1962 г. в возрасте 75 лет.
Способен ли, вообще, человек не сломаться за столь долгий тюремный срок и сохранить в себе не просто человеческий образ, но и не угасить в себе тягу и любовь к церковным наукам.
И, в конце концов, откуда в нем, в человеке, познавшем столько горя, было столько доброты к окружающим?
Как позже о нем было сказано в некрологе на день его кончины: «Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащённым и умиротворённым».
Не сломаться ему помогала вера во Христа и твердые убеждения. Не даром, в богослужебных текстах он сравнивается со святителем Афанасием Великим, который из 45 лет своего архиерейства провел в ссылках и изгнании 20 лет.
Древний святитель Афанасий боролся с арианством, даже тогда, когда казалось бы весь Православный Восток отвернулся от него. И правда в итоге восторжествовала.
Так и сейчас мы видим всю правоту святителя Афанасия (Сахарова), за которую он столько выстрадал!
Улыбка на лице святителя– это знак того, что его подлинный мир никогда не был здесь на земле. Пребывая телом в тюрьме, он духом никогда не разлучался с Богом. Только так и можно вынести все тяготы и при этом остаться настоящим человеком с добрым лицом!
Подготовил: протоиерей Александр Лопушанский