Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

РЕВОЛЮЦИЯ. ЦЕРКОВЬ. БОГ

Александр Елопов – преподаватель библейско-богословских курсов Гомельской епархии БПЦ

ПОВОД НЕ РАДОВАТЬСЯ

Столетний юбилей Октябрьской социалистической революции 1917 г. – это очень значимое историческое событие, но совсем не то, с которым Русская Православная Церковь хотела бы поздравить своих соотечественников. 

И дело здесь не только в том, что приход большевиков к власти положил начало длительным антирелигиозным гонениям, вследствие чего несколько поколений россиян, белорусов и украинцев были лишены возможности вести полноценную церковную жизнь. Хотя для верующих людей, конечно, уже один этот факт имеет колоссальное значение.

Но даже если не обращать внимания на разрушенные храмы, сожжённые иконы и некрещеных детей, всё равно придётся сказать, что строительство социализма в нашей стране сопровождалось массовыми страданиями и жертвами, оставляло после себя много обид и разочарований. Вот почему Православная Церковь видит в Октябрьской революции, прежде всего, акт народной трагедии, который достоин не столько радости и хвалы, сколько скорби и покаяния.

БРАТОУБИЙСТВО

Прочитайте характерное свидетельство из 1918 года:

«Мы не раз встречали изнасилованных женщин и девушек. Мы видели женщин, до костей иссеченных казацкими нагайками. Мы проезжали мимо братских могил. В общей куче, в братских объятиях, там покоились солдаты обоих фронтов, дети, случайно попавшие под выстрелы, до смерти изломанные, измятые солдатами женщины.

Мы видели попа, на котором целую ночь катались верхом скучавшие на отдыхе партизаны: попа ставили на четвереньки и подгоняли шомполами по толстому заду. На его шее мотался колокольчик. Катаясь, партизаны держали попа за длинные волосы.

Наконец, мы видели старуху, мать коммуниста, с выколотыми глазами и отрезанными грудями. Видели церковные кресты, валявшиеся в навозе, трепыхающиеся по ветру концы намыленных вожжевок на столбах, в петлях которых умирали большевики…».

Эти строки из книги писателя Ивана Вольнова (1885–1931) относятся к событиям в Поволжье. Но картины, подобные описанным, можно было увидеть и в Беларуси, и в других регионах бывшей Российской империи, где в 1918–1922 гг. бушевала гражданская война. Одни наши предки встали под знамена Октябрьской революции, другие объявили большевиков узурпаторами власти, третьи пытались отсидеться и выжить среди кровавого хаоса. Церкви жалко их всех, ибо вместе они были одним народом, который вдруг уподобился стаду забесовлённых свиней (Лк. 8: 26–33) и встал на путь самоуничтожения.

РАЙ НА КОСТЯХ

Гражданская война завершилась торжеством коммунистической партии. Не будем упрощать историческую ситуацию: Ленин и его товарищи, конечно же, не смогли бы победить, опираясь только на голое насилие. Многим нашим соотечественникам пришёлся по душе ленинский проект модернизации страны и построенияв ней общества братской солидарности трудящихся людей.

Под руководством коммунистов Советский Союз превратился в высокоразвитую державу с хорошо образованным населением, которая разгромила гитлеровскую Германию и первой проложила дорогу в космос. По словам Патриарха Московского всея Руси Кирилла, «не было бы сегодня современной России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20-30-е годы <…> создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны». Однако в этот же период окреп жуткий контраст между гуманизмом заявленных коммунистами целей (мир, справедливость, братство) и бесчеловечностью используемых ими методов, что в конечном итоге стало одной из главных причин гибели СССР.

В своей книге воспоминаний «Россия в концлагере» (1935) Иван Солоневич (1891–1953) описал муки множества людей, пропущенныхчерез систему Гулага. Рассказывая о голодной крестьянской девочке, которая пыталась на голом тельце растопить заледеневшие остатки супа, Иван Лукьянович заявил: «И вот на костях этого маленького скелетика, миллионов таких скелетиков, будет строиться социалистический рай. Вспомнился карамазовский вопрос о билете в жизнь. Нет, ежели бы им и удалось построить этот рай, на этих скелетиках, я такого рая не хочу». 

Вот и Православная Церковь в подобный«рай» не зовёт, а тех, кто его строит, умоляет опомниться!«Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8: 36).

ПО ГРЕХАМ НАШИМ

Впрочем, жестокость, на которую оказались способны советские коммунисты, трудно считать только лишь их виной. Она имела длительную предысторию своего возникновения.

Разве Ленин и Сталин первыми отменили в Русской Церкви патриаршество? Нет, это сделал царь Петр I, и его антицерковные кощунства под названием «Сумасброднейший, всепьянейший и всешутейший собор» на два столетия опередили богохульства «красных дьяволят». Православные монастыри сотнями закрывала еще Екатерина II, а религиозная литература и культовые изображения уничтожались по итогам Полоцкого собора 1839 г., ликвидировавшего Униатскую Церковь. Называя советские колхозы «вторым изданием» крепостного права, не будем забывать про его дореволюционный «оригинал».В конце концов, и I мировая война, в крови которой рождалась Октябрьская революция, была развязана не партией Ленина, а тогдашними политическими лидерами «христианского мира».

Более, чем за 10 лет до прихода большевиков к власти, святой Иоанн Кронштадтский (1829–1908) писал: «Да знаете ли вы все, кому знать надлежит, что вся нынешняя наша революция есть прежде всего следствие отступления от веры, от нашего боголюбезного, святого, жизненного православия, имеющего в себе всю силу для верующих в него все упорядочить – и внутренний наш, и внешний мир, и политику, и всякую семейную, гражданскую и экономическую жизнь?». Сказано это было не про одних революционеров, а про весь огромный русский народ, оказавшийся не на высоте своего христианства.

Как очень точно заметил философ Николай Бердяев (1874–1948), хотя революция – это грех, но она же есть и свидетельство о грехе, а также наказание за него. «В революции происходит суд над злыми силами, творящими неправду, но судящие силы сами творят зло; в революции и добро осуществляется силами зла, так как добрые силы были бессильны реализовать свое добро в истории». 

ПРОМЫСЛ БОЖИЙ

Православные христиане верят в то, что Бог не оставляет человеческий род своим попечением, что, уважая свободу человека, он тем не менее направляет ход нашей истории для того, чтобы смогло спастись максимальное количество людей. В своей книге «Илиотропион» святитель Иоанн Тобольский (1651–1715) писал: «Бесконечная благость Божия никогда бы не попустила твориться на земле таким злым беззакониям, если бы она не производила отсюда величайших благ и сделанное по злобе не обращала бы во спасение». 

Октябрьская революция 1917 г. со всеми её бедствиями тоже произошла не без воли Божией. Соответственно, христиане должны удержать себя не только от восхвалений, но и от проклятий в адрес этого события, иначе они поставят под сомнение справедливость и человеколюбие Самого Бога.  

Какие же блага для православных христиан проистекли из того факта, что к власти в России на какое-то время пришли сторонники Ленина? На самом деле их много, но лишь некоторые из них лежат на поверхности и доступны нашему пониманию. Например, Октябрьская революция предотвратила превращение России в колонию Запада иустранила от власти масонов, вызвала у части народа горячий порыв к защите своих религиозных святынь и подарила Православной Церкви новых святых мучеников…

При этом человекоубийцы, клеветники, грабители и святотатцы всё равно грешны перед Богом, даже если сотворённое ими зло дало повод к преумножению добра!

 «КРАСНЫЙ ДЕНЬ» НАШЕЙ ИСТОРИИ

В заключение позвольте не согласиться с теми согражданами, которые предлагают вычеркнуть 7 ноября из числа «красных» календарных дат. Думается, что этот день заслужил свой ярко-кровавый цвет – и в нашей памяти, и на листке календаря. Он призван мозолить нам глаза и покалывать совесть, побуждая взять на заметку целый ряд важных исторических уроков. 

Каких? То, что нерешенные проблемы в жизни страны не могут накапливаться до бесконечности. То, что народ не безропотное быдло, терпением которого стоит злоупотреблять. То, что свою правоту нельзя возводить в Абсолют. То, что нежелание выслушать оборачивается желанием убивать. То, что гражданская безответственность ведёт к гражданской войне. То, что ложь рядится в одежды правды. То, что попытки опустить на землю рай обнажают адские глубины. То, что без Бога не до порога… 

Эти уроки можно перечислять долго, но мы ограничимся ещё одним, последним. Как сказал поэт, коммунист и трижды заключённый Гулага Ярослав Смеляков (1913–1972):

История не терпит суесловья,

Трудна ее народная стезя,

Ее страницы, залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

В газете «Советский район», 9 ноября 2017 г. (№ 45)

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print