
Господи, благослови! Как часто мы это произносим. А еще бывает «батюшка благословите». Ну и не будем забывать про родительское благословение.
Благословение, а что это собственно такое?
Открыв энциклопедию, мы найдем описание нескольких традиций благословений. Благословения существуют в разных культурах и религиях.
Но где бы они не существовали, смысл самого выражения остается всегда практически одним и тем же. Благословить, значит, что-то одобрить или сказать что-то доброе, благое, дать хорошее напутствие.
Практик, как это делать существует множество. Доброму слову часто сопутствует какой-либо жест. У евреев, например, священник перед тем как дать благословение снимал с себя обувь, омывал ноги и руки. Позже воздевал руки к небу и раздвинув пальцы, возлагал ладони на голову благословляемому, при этом произносил слова, изложенные в книге Чисел: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя, и даст тебе мир!» (Числа 6:24-26).
Иногда благословение звучит как приветствие. Увидев священника, прихожанин подходит к нему со словами «Благословите, отче!», а батюшка в ответ осеняет его крестным знамением со словами «Бог тебя благословит!», или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!». Не плохой обычай, согласитесь. Не просто услышать в ответ приветствие, но еще и получить напутствие святыми словами.
Бывают и вещи, как благословения. Иконы, книги, кресты и др. Для нас они значат гораздо больше, чем просто подарки. Подарок можно и передарить, а вот «благословение» ни за что! Икона, подаренная матерью – это величайшая святыня. Ей она нас благословила. Теперь она всегда будет ассоциироваться с мамой и ей мы будем дорожить как ничем иным.

Как же сегодня нам не хватает благословений! Все реже и реже родители благословляют своих детей. Помните, как было раньше? Мать крестила своего ребенка «на дорожку». Или в день свадьбы родители благословляли молодых иконой. Сегодня эти обычаи постепенно уходят. А ведь это более, чем важно.
Как важно услышать человеку не просто красивые слова, но и заручиться родительским благословением. Ведь это своеобразная установка на добрую жизнь. Доброе слово никогда не исчезает бесследно. Однажды произнесенное, оно продолжает действовать и постепенно превращаться в реальное воплощение. Не даром наш Господь назван Словом. Слово – это одновременно и действие!
Было бы здорово научиться дарить друг другу благословения. В мире сразу бы уменьшилось зла.
Вот идешь ты, например, к человеку с претензией, а он завидев тебя говорит что-то доброе. Пыл у тебя начинает постепенно спадать, и ты успокаиваешься. Главное делать это искренне, без лукавства и формализма. Но, пожалуй, сегодня об этом остается только мечтать.
Искренность при даче благословений еще как важна!
У католического священника Генри Нувена есть описание такого примера. В качестве иллюстрации приведу его здесь полностью.
После богослужения в общине инвалидов, которую окормлял Г. Нувен одна женщина по имени Джанет, подошла к о. Генри и попросила у него благословения.
«— Генри, ты можешь меня благословить?
В ответ я несколько механически начертал знак креста у нее на лбу. Но вместо благодарности она запротестовала:
— Нет, это не то. Я хочу, чтобы ты благословил меня по-настоящему!
Я внезапно осознал, что пытался с помощью ритуала отмахнуться от нее, и сказал:
— Прости меня… Давай я благословлю тебя по-настоящему, когда мы соберемся вместе на молитву.
Она с улыбкой кивнула, и я понял, что от меня требовалось что-то особенное. После молитвы на пол вокруг меня присели человек тридцать, и я сказал:
— Джанет попросила меня, чтобы я дал ей необычное благословение. Она чувствует, что ей это сейчас нужно.
Когда я произносил эти слова, я еще не знал, что же на самом деле хотела Джанет. Но она недолго оставляла меня в неведении. Как только я произнес: «Джанет попросила меня, чтобы я дал ей необычное благословение», — она встала и подошла ко мне. На мне было широкое облачение с просторными рукавами, закрывавшими мои руки по самые кисти. Джанет просто обняла меня и прижалась головой к моей груди. Я спонтанно накрыл ее рукавами так, что она почти исчезла в складках моего облачения. Так мы и стояли.
— Джанет, я хочу, чтобы ты знала, что ты — Возлюбленная Дочь Бога, — сказал я, — Ты очень дорога Ему. У тебя прекрасная улыбка, ты так любишь своих домашних, так много делаешь хорошего. Какая ты замечательная! Я знаю, последнее время ты загрустила, на сердце тяжело, но помни, что ты особенная, тебя очень любит Бог и все окружающие тебя здесь люди.
Когда я произнес эти слова, Джанет подняла голову и посмотрела на меня. Судя по ее широкой улыбке, она действительно услышала и приняла слова благословения. Когда она села, Джейн, другая женщина из нашей общины, подняла руку.
— Я тоже хочу получить благословение, — сказала она.
Джейн встала и обняла меня. После того как я сказал ей слова благословения, последовали и многие другие, просившие благословить их. Но самый трогательный момент однако настал, когда один из наших гостей-помощников, 24-летний студент колледжа, поднял руку и спросил:
— А мне можно?
— Конечно, — ответил я. — Подходи.
Он подошел, и, когда мы стояли друг перед другом, я обнял его и сказал:
— Джон, как здорово, что ты здесь. Ты — Возлюбленный Сын Божий. Мы счастливы, что ты с нами. Когда тебе бывает больно и жизнь становится в тягость, всегда помни, что ты любим бесконечной любовью.
Кода я произнес эти слова, он посмотрел на меня, и в глазах у него были слезы:
— Спасибо, большое спасибо!
В тот вечер я понял, как важно благословлять и быть благословенным…»
Такой вот красивый и трогательный фрагмент.

Наш белорусский митрополит Филарет, когда у него испрашивали благословение, всегда останавливал свой взгляд на просителе и внимательно глядя ему в глаза говорил что-то для него особенное.
Скольких людей я не встречал в своей жизни, однажды соприкоснувшихся с личностью почившего Владыки, никто из них не остался без доброй памяти о нем. Его благословение для них стало величайшей ценностью и запомнилось на долгие годы.
Когда-то давно я писал небольшую книгу о священнике Владимире Серебрякове, последнем настоятеле Юровичского прихода. Мне посчастливилось брать интервью у его дочери, Касьян Людмилы Владимировны. Рассказывая о своих родителях, а их к слову сказать обоих расстреляли в конце 1930-х гг., Людмила Владимировна описала последние минуты прощания с отцом:
«Мама моя, не плакала, не кричала. Она спокойно себя вела. Отец попрощался с мамой, потом подошел к моей кровати, благословил меня. И все, ушел. Больше я его не видела. Но он меня благословил. Его благословение всю жизнь со мной было». А ей тогда было всего лишь семь лет.
Единственное, что она сохранила от своего отца – это его благословение! Все годы своей долгой жизни она ни на минуту не забывала о нем. Когда Людмила Владимировна это вспоминала на ее глазах появлялись слезы.
Сколько трудностей пережила сирота. Война, голод, тяжелый труд, но отцовское благословение помогло всё перенести.

Евангелие от Луки оканчивается такими словами:
«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24: 50-53)
Видите, Господь благословил апостолов. А что сделали они? Прославляли и благословляли Бога!
Благословение оно всегда взаимно. Бог благословляет нас, а мы Его. И соответственно наоборот.
Большая часть нашего богослужения состоит из славословий и благословений Господа. Мы Его благословляем! Вспомните хотя бы 103 псалом. Он звучит как призыв к благословению и славословию Бога. А все без исключения возгласы священника, это и есть благословения для Господа.
Богослужение буквально пронизано благословениями.
Мы все нуждаемся в благословениях. Они есть выражения любви. А любовь – это Божественный кислород, без которого мир просто перестанет существовать. Помните, как написано у В. Цоя в его песне «Легенда»: «А жизнь только слово. Есть лишь любовь и есть смерть». Любовь – это и есть жизнь!
Не стесняйтесь говорить больше добрых слов и Господу и друг другу. Я думаю, что через это наш мир станет гораздо чище и лучше. А еще не стесняйтесь дарить друг другу объятия, в них порой больше смысла, чем в любых других механических действиях!
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием…!
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых