Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Мысли о радости 

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,
Благодатная! Господь с Тобою…(Лк. 1.28).

Недавно христиане отпраздновали один из наиболее почитаемых праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Ещё бы по-другому я его назвал праздник радостной вести. 

Изначально захотелось мне порассуждать о его истории. Но немного поразмыслив, я решил этого не делать. Прежде всего моё внимание привлекла не столько хронология далёких событий, сколько смысл и значение этой радостной вести. Благая весть, что это такое? Да и что собственно такое сама радость?

Дело в том, что понятие «радость» сейчас потеряло своё первоначальное значение и полноту. Она нам всё чаще представляется, чем-то беззаботным и громко ликующим. Обязательно сопровождаемым смехом и весельем. 

В Библии слово «радость» встречается несколько сотен раз и составляет одну из главных её тем! Но наполнение у этой радости несколько иное.

В Писании часто звучит призыв «радуйся».

С одной стороны, это «радуйся», по обычаю того времени означало приветствие, как и наше сегодняшнее пожелание друг другу здоровья. Так древние приветствовали друг друга.

С другой стороны, что означало это приветствие? Безусловно, это было пожелание хорошего настроения и доброго душевного расположения. Жаль, что у нас сегодня нет такой формы приветствия. При встрече мы желаем друг другу здоровья, хорошего дня, но не желаем счастья и радости.

Радость – это всегда поднятое состояние духа, и оно часто идет бок о бок с весельем как, например, у Исайи: «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалятся» (Ис. 51.11). 

Но все же библейская радость и веселье — разные вещи. 

Хорошо об этом писал протопресвитер Александр Шмеман:  «»Мир сей» — веселится, но он как раз безрадостен, ибо радость (в отличие от того, что американцы называют fun) может быть только от Бога, только — свыше. Но потому и христианство вошло в мир как радость. Не только радость о спасении, но спасение как радость. Только подумать — мы каждое воскресенье «трапезуем» со Христом, «за Его трапезой, в Его Царствии», а потом погружаемся в свои «проблемы», в страх и мученье… Бог спас мир радостью, «но печаль ваша в радость будет», «и радости вашей никто не отнимет от вас…» (Ин.16:20, 22). …»

Апостол Павел радость ставит в один ряд с другими дарами Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5.22-23).

Радость – это дар Святого Духа!

Вот и ответ.

Всмотревшись в облик Богоматери мы не увидим там привычной нам радости (веселья). Радость есть, но она совсем иная.  Она какая-то тихая, и я бы даже сказал, умилительная. 

Вспомните один из самых распространённых образов Богоматери в русской иконописи, именуемый «Умиление». 

Пресвятая Богородица и на иконе Благовещения тоже не весела, а именно радостна. Так как Благовещение – не веселый праздник, а именно радостный. Радостная весть о приходящем в мир Христе оттеняется осознанием того, что с Ним произойдет дальше. Чуть позже мы увидим в Евангелии рассказ о пророчестве Симеона, сказанного Деве Марии о будущем Новорождённого. Но от этого радость не перестаёт исполнять её сердце! Ведь эта радость уже иного качества: радость Боговоплощения и грядущего спасения людей.  Ну и конечно же это и радость материнства.

Когда я рассуждаю о Богородице, я представляю ее себе молчаливой и одинокой. Но ее одиночество далеко не пустота. Оно наполнено Богом. Ее одиночество, как оставленность человеческим обществом, освободило и уготовило место для Творца в ее сердце.

А почему Ей не ощущать себя одинокой? 

Родители еще до ее появления на свет претерпевали унижение. Сама она впоследствии выросла без них, испытывала недопонимание со стороны знающих ее людей, забеременев была в подозрении у своего мужа-опекуна. Родив Спасителя, тотчас же была вынуждена бежать в Египет из-за угрозы для жизни её ребенка. 

Всё это пришлось пережить совсем юной девушке! И, конечно же, не могло не оставить отпечаток на ее лице, сделав её осторожной и осмотрительной среди встречающихся людей. Все эти обстоятельства научили Богоматерь свои печали и надежды возлагать только на Бога. А это и дало чувство неподдельной Божественной радости. «… радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). 

Теперь только Бог для нее источник истинной радости. Но какой-то особенной, тихой и очень глубокой.

На иконе Благовещения Богородица часто представляется молчаливой и смиренной. Её молчание опять же особенное. Оно наполнено смыслом и глубиной. Лишь такое молчание способно родить глубочайшее слово!  И именно оно позволило Богоматери дать ответ, положивший начало спасению человеческого рода: «Да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Именно с этого момента Благая весть прозвучала для всех нас и стала реальностью!

Богослужение этого дня построено в виде диалога между Архангелом и Богородицей. Он ей возвещает весть, а она ее принимает, задавая свои вопросы. 

По-другому, Архангел Гавриил делится с ней радостью, а она же в свою очередь благодарно её принимает.

Вот чего нам как-раз-таки и не хватает. Мы разучились не только дарить радость, но еще и принимать её.

***

Важно, чтобы Евангельские слова мы не только читали и рассуждали о них, но и пропускали через их призму свою собственную жизнь.

Евангельская радость или благая весть, а что собственно она означает для каждого из нас?

Как-то недавно мы затеяли рассуждение на эту тему между нашими молодыми прихожанами.

Разговор начала девушка по имени Марина.

Марина

Дорогие друзья!

О чем, в чем именно Благая Весть для каждого из нас? Поделитесь, пожалуйста, вашими мыслями, как есть для вас.

Для меня Благая Весть — это новость о том, что Богу не все равно, что можно по-другому, что можно любить.

Что Он любит нас и хочет собрать вместе, за одним столом, за одной Трапезой.

Конечно, о спасении, о том, что есть путь.
О том, что все будет хорошо.

Маля

Для меня это была новость осознать (глубоко принять, как будто очнулась), что Бог ДЕЙСТВИТЕЛЬНО есть. Правда есть, и я вдруг приняла эту реальность. Ведь это же всё меняет.

Это уже не фантастика, не самовнушение, не игры разума и идеологий, а настоящее. Теперь это моё настоящее. И я рада, что эту весть, эту чудесную новость Господь сумел до меня донести через обстоятельства, других людей, Библию.

Следующим осознанием было то, что БОГ послал СЫНА Своего возлюбленного всех нас спасти. Вот это новость! Вот это поворот! Вот это перемена, оказывается можно ТАК любить.

В нашей вере есть много надежды, но и наше настоящее преображается полностью, всё наше существование, вся жизнь. Бог — это не только обещание, Он и присутствие уже сегодня здесь среди нас. Когда мы говорим «С нами Бог» мы именно это и имеем ввиду. Потому что, друзья, ведь это чудесная новость! Это же надо, только подумайте — с нами Бог.

Да, нечто подобное ощущаю.
Это и есть единственная безусловно хорошая новость — что Бог есть, и Он с нами и за нас.

Посмотришь вокруг, ужаснешься, а потом подумаешь «зато Бог есть», и становится намного легче.

Катя В.

Да. «Очнулась» — правильное слово.

А потом, словно ребёнок, начала смотреть на мир, уже вместе с Богом-Отцом.

Как-будто Он взял за руку и повёл за собой… Я всё ещё слабо иду, спотыкаюсь и падаю, но Он держит, не отпускает. Иногда ослабляет мою руку, чтобы я сама училась идти, чувствовала опору, чувствовала, как крепчают мои ноги с каждым продвижением вперёд. 

Когда опять падаю, ждёт терпеливо, когда я опять поднимусь, а если не получается, приподнимает и я опять иду… Я всегда чувствую рядом с Ним, что я ребёнок.

Муж, дети, родные, друзья…

Через них, Господь помогает мне иначе смотреть на свою жизнь. Я учусь слышать не только себя, но и других (правда пока это слабо получается, но я стараюсь), учусь любить, смиряться, принимать (тоже пока очень слабо).

И молиться по чуть-чуть медленно, но верно.

Господь через призму моей личности пропускает любовь, и она каплями краски с кончика кисточки, кончиком простого карандаша, мелками, измазавшими кончики пальцев, ложится на поверхность чистого листа, созданного Им же…

Павел

Сегодня утром в Господском доме случилось поистине колоссальное оживление. Посыльный принёс весть: Господин здесь! Слуги засуетились, забегали. Весь дом вверх дном!

Правда, среди нас есть и такие, кто и глазом не повёл. Мол не первый раз такое слышим, не первый раз приносит посыльный весть, но Господина то не видели, нет в Господском доме никого кроме слуг и никогда не будет.

Это уже их дом — они теперь господа.

Но у меня уже нет времени с ними говорить. И это становится даже опасно.

Сейчас главное другое… Господин здесь! А я, собственно, как всегда, не готов (Уже нужно бежать выстраиваться на парадной лестнице, а волосы мои не уложены, на ливрее пятна, а в комнатах, что мне поручили… Страшно представить: пыль и грязь. Даже несколько пауков сплели свои паутины, а я их даже подкармливал. Как встречать Господина!? 

Но я не спрячусь, я выйду на лестницу встречать Его. Я верю, что Он милостив! Я верю, что Он здесь! Он был здесь всегда, просто я не замечал его в своей суете…

Катя Б.

Для меня благая весть — это о том, что жизнь с Богом это и есть настоящая жизнь, истинная реальность.

Не игра в добропорядочность, не культурнее отличие, а истинная Жизнь, где могут быть драмы, радости, падения и подъемы, жизнь без отвержения, реальность всеобъемлющей любви, которая не заканчивается, и ты в ней не закончишься.

Аня

Благая Весть для меня оказалась новым измерением, в которое я попала. Я как бы догадывалась о том, что оно где-то существует, чувствовала, что иногда касаюсь чего-то таинственного, что со мной происходят вещи, которые не могу рационально объяснить и понять, зачем оно именно так (особенно если очень хотелось, чтобы было по-другому)…

А теперь это воздух, которым мы дышим и без которого невозможно представить нашу жизнь.

Для меня это новость о том, что Бог рядом, что несмотря ни на что он меня любит и у меня есть шанс тоже научиться этой любви, как могу, учиться всю свою жизнь…, учиться быть Ему благодарной и надеяться, что Он меня простит.

Дима

У меня мысли с Аней совпадают.

Для меня это тайна. Максимально осознать то,что произошло не получится.

Андрей

Всему и всем — одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.

Для меня благая весть в том, что в Господе нашем Иисусе Христе соединились две природы. Человеческая и Божья. Его присутствие более ощутимо от этой мысли. Его всепрощения и любви к каждому.

И как сказано было в фильме Андрей Рублев. Увидел человека он тебе улыбнулся, и ты как будто причастился!!!!

Сергей

Для меня благая весть — это то, что переворачивает жизнь человека. Это приглашение человека на встречу с Богом. И последующая попытка вспомнить этот опыт. Это то, что у меня не особо получается сформулировать, но, очевидно, важно в жизни. Это та весть, которая способна зажечь человеческие сердца.

Александр

Чувствовать Его! Вот что для меня радость! Для меня именно это однажды и стало открытием всей моей жизни. До сих пор я живу этим чувством и воспоминанием.

Это невозможно передать словами…

Алёна

Для меня благая весть — это значит, что во всем появился тайный смысл, значит всё для чего-то нужно. Значит я буду вечно. Значит Господь любит меня тоже. И значит на мне огромная ответственность за свою небессмысленную жизнь, а теперь и за жизнь моего ребенка, но при этом одновременно чувство, что я нахожусь в больших теплых любящих руках. Значит есть к чему стремиться и чему учиться.

Юра

А меня благая весть озарила тем, что есть Тот, Кто имеет обо мне попечение. И Он не есть справедливость, а Любовь и Благость неизменяемая. Это было очевидно т к обстоятельства и образ жизни абсолютно не благоприятствовали встрече с точки зрения справедливости.

И тем самым невероятное стало посещением.

***

Так сегодня переживают радость молодые люди. Видите, для них ценнее всего реальное общение с Тем, Кто их любит и Кому они свою любовь дарят в ответ.

Радость всегда граничит с любовью и ощущается как ответное чувство.

Радость, это и ответ, и благодарность одновременно!

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фес. 5. 16-18).

Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print