Последнее воскресенье перед началом Великого поста в Православной Церкви именуется Прощёным. На вечернем богослужении в этот день сначала священнослужители просят прощения у прихожан своих храмов, а затем прихожане – у клириков и друг у друга. Со всех сторон слышны слова «Простите меня!» и «Бог простит!». Люди целуют напрестольный крест, а после спешат по домам, чтобы попросить прощения у тех родных, близких, друзей и знакомых, с кем не пришлось встретиться в храме.
Красивая традиция. Но чём состоит её действительный смысл? Как давно она появилась и почему до сих пор не утратила свою актуальность?
ПРОЩАНИЕ И ПРОЩЕНИЕ
Историки Церкви утверждают, что впервые специальный чин прощения появился на Родине христианского монашества – в египетской пустыне. Во время Великого поста монахи, желавшие усилить свой молитвенный подвиг, расходились далеко друг от друга – по таким местам, где их легко могла настигнуть смерть (от хищных зверей, кочующих разбойников, изнурительного зноя и т. д.). Предполагая, что видят друг друга в последний раз, эти люди просили прощения у своих собратьев за все обиды, которые они вольно или невольно им причиняли…
Мы-то с вами, конечно, живём не в пустыне. Но и наша жизнь не лишена драматических сюжетов. Среди тех, кого я слишком хорошо знал – один товарищ погиб в автокатастрофе, второй утонул, третий умер от сердечного приступа… Вам, наверное, тоже приходилось видеть с близкого расстояния людей, которые внезапно слышали свой страшный диагноз – «рак!» – и уже не могли, как прежде, улыбаться?
Вот такие мы – хрупкие, уязвимые, смертные. Все как на подбор готовы стать героями того пронзительного стихотворения, в котором мужчина ехал от возлюбленной женщины, «трясясь в прокуренном вагоне», да не доехал, погиб, «когда состав на скользком склоне от рельс колеса оторвал». И на всех нас распространяется следующий вывод поэта:
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них…
И каждый раз на век прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Прощайтесь – и прощайте! Перед перспективой того, что каждый из нас умрет (через час или через 50 лет, не столь принципиально), все наши ссоры и неудовольствия выглядят так глупо и дико! Нелепо тратить на них остаток своей жизни, сокращая те минуты, часы, дни, которые мы могли бы посвятить любви и дружбе!
ПО ПРИМЕРУ ОТЦА
Чтобы согласиться с вышесказанным, вовсе не обязательно верить во Христа. И все же в сравнении со многими другими людьми христианам легче воспринимать обиду как нечто противоестественное для человека. Ведь они знают, что Сам Бог есть любовь (1 Ин. 7: 8), а раз это так, то именно способность любить, милосердствовать и прощать в наибольшей степени уподобляет нас, людей, своему Создателю и Отцу.
Да, мы слишком часто оказываемся не на высоте своего призвания: лжём и завидуем, жадничаем и предаём, творим много других преступлений против любви, которые разрывают нашу связь с Богом. Страшно уносить всю эту греховную мерзость в вечность и собирать из неё костёр для адской муки!
Вот почему в знаменитой молитве, начинающейся словами «Отче наш, сущий на небесах!», христиане просят Бога: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6: 12). Как писал преподобный Ефрем Сирин (ок. 306 – 373), «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвою. Если брату своему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься и молишься: Бог не приимет тебя». И наоборот, добавлял святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407), «человек, простивший своему ближнему, не может не получить совершенного прощения (от Бога), потому что Бог несравненно человеколюбивее нас…».
АДСКАЯ КОРРИДА
«Сердитый сам себе мстит», — гласит старинная русская пословица. Обиженный человек никак не может обрести покой: вновь и вновь вспоминает обстоятельства своего реального или мнимого позора, скрипит зубами на тех, кто его недопонял и недооценил, загромождает ум картинами грядущего отмщения…
Чем-то он напоминает участника жуткой корриды, который одновременно пытается быть и матадором, и быком, который сам себя дразнит, сам себя колет, сам себя поднимает на рога, а с трибун ему рукоплещут… бесы!
Считаете последнюю деталь излишней? Думаете, что дьявольские козни против нас – это пропагандистская страшилка Церкви? Тогда вам стоит хотя бы один раз увидеть или испытать лично, как вполне разумный и внешне приличный человек начинает буквально са-та-неть от ярости, вам надо услышать этот нечеловеческий рык: «Мне всё о-сто-чер-те-ло!» или «Да пошли вы все к чёрту!». Вот тогда вы поймёте, против каких духов злобы поднебесных ведёт свою брань Христианская Церковь (Еф. 6: 12), и, может быть, вы даже успеете поймать на лице обиженного, разъярённого человека смертоносный взгляд дьявола.
НА БОЛЬНЫХ НЕ ОБИЖАЮТСЯ
Кто из нас не слышал этих слов? Прямо отрицая обиду, они, на самом деле, способны ещё сильнее её разжечь. Ведь зачастую их произносят со злой иронией и презрительным выражением лица, дескать, дураки, вы дураки, не стоящие моего внимания…
Но в исполнении христианских подвижников и мыслителей эти слова приобретают совсем другой смысл. Согласно учению Православной Церкви, любой грех (блуд, жестокость и т. д.) есть своего рода духовная болезнь, мучающая человека. Правда, сам грешник может это не осознавать: по слову преподобного Исаака Сирина (VII в.), он «…подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови». С этой точки зрения, те, кто нас обижает, являются просто несчастными людьми, более всего заслуживающими жалости и… прощения!
Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829 – 1908) говорил: «Ближнего надо еще более любить тогда, когда он согрешает против Бога или против нас, ибо он тогда болен, тогда он в беде душевной, в опасности, тогда-то и надо помилосердствовать и помолиться о нем и приложить к его сердцу целительный пластырь – слово ласки, вразумления, обличения, утешения, прощения, любви».
Великий кронштадтский пастырь также советовал нам, христианам, воспринимать недостатки других людей как свои собственные. Вспомните о том, как легко мы сами впадаем в грех и сколь снисходительны к себе бываем. Вспомнили? Вот теперь не так уж и трудно будет произнести слова прощения в адрес тех, кто нас каким-то образом обидел!
КОНЕЦ ВОЙНЕ
Ну, а как быть тому, у кого «враги сожгли родную хату, убили всю его семью»? Ему что, тоже надо простить – убийц, насильников и поджигателей? Может, пусть тогда и солдаты, призванные защищать Родину, бросят оружие и поднимут над головой белый флаг? Это будет по-христиански?
Непростой вопрос. Некогда Константин Философ (827–869), будущий святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян, так объяснил мусульманским богословам христианскую позицию: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем и полагаем души свои на брани за ближних своих…».
Так что всевозможных агрессоров приходится бить, но бить постольку, поскольку они ещё не могут уняться в своих преступлениях, бить, спасая от них потенциальных жертв насилия. Православная Церковь заповедует не путать праведный гнев на злодея с безумной жаждой мщения и просит оказать милость сдающемуся и, тем более, раненому врагу. Иначе, какая нам всем будет польза, если над трупом одного монстра поднимется новое и пока ещё победоносное чудовище?
Важно понять следующее: войны, от которых мы так страдаем, будут вновь и вновь происходить в мире, где люди не освоили великое искусство прощать. Говорите, что от вас лично не зависит количество оружия на Земле? Если при этом вы всё же не желаете, чтобы ваш сын умирал на очередной войне, начните с малого, но необходимого шага на пути к её предотвращению: примиритесь со своими близкими!
Честно говоря, именно им, самым родным и любимым нашим людям, больше всего от нас и достаётся! Так давайте порадуем их и себя – отпразднуем вместе день прощёных обид!
Александр Елопов
преподаватель библейско-богословских курсов
Гомельской епархии БПЦ, многолетний ведущий
православной духовно-просветительской радиопрограммы
«Ключ разумения» (теперь на радио «Гомель Плюс» (103.7 FM)).