Великий Пяток Страстной седмицы – один из немногих дней в году, когда не совершается Божественная литургия, так как в этот день Сам Господь отдал Себя в жертву за жизнь мира.
Великая Страстная пятница — самый скорбный день церковного года: Господь был распят и умер на Кресте, искупая грехи людей. В Евангелии от Иоанна сказано: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Накануне вечером были прочитаны Страстные Евангелия о страданиях и крестной смерти спасителя. Эти же события вспоминаются и на Царских Часах – утренней службе Великой Пятницы.
В пятницу Страстной седмицы, день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, 14 апреля 2023 года, Высокопреосвященнейший Стефан архиепископ Гомельский и Жлобинский совершил уставные богослужения с выносом Плащаницы Спасителя в Петро-Павловском кафедральном соборе г.Гомеля.
Высокопреосвященнейшему сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев и духовенство собора.
В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
По окончании богослужения владыка Стефан обратился к верующим со словом, посвященным евангельскому повествованию о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Затем священнослужители и верующие поклонились святой Плащанице.
Все, что произошло в Великую Пятницу, было важнейшей частью Божественного плана. Приговоренный судом Синедриона к смерти, в этот день Господь был приведен к римскому прокуратору Понтию Пилату. Тот не нашел никакого преступления в Его делах и желал отпустить Христа. Но после нескольких неудачных попыток сделать это, под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Предварительно Пилат омыл руки, тем самым возложил всю ответственность за совершающееся на еврейский народ, кричавший, что «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27: 25).
Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит «лобное место», и там распяли Его в Великую Пятницу посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их тоже вели на смерть вместе с Ним. Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Он умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27: 51-52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и вместе с женами-мироносицами погребли тело Христа «во гробе» — небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем..