Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Almamater: история и современность

В здании конференц-зале БелГУТа состоялся традиционный духовно-исторического проект «Alma mater: история и современность».

В ходе проекта удалось провести необычное и увлекательное мероприятие, уникальность которого заключалось в том, что оно родилось на пересечении двух важных событий – традиционного Пасхального фестиваля и юбилейного года, ознаменованного 70-летием со дня образования Белорусского государственного университета транспорта. О том как связаны между собой эти события было рассказано в ходе мероприятия.

На встрече присутствовали:
Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский;
первый проректор Белорусского Государственного университета, кандидат технических наук Самодум Юрий Геннадьевич;
начальник военно-транспортного факультета, кандидат физико-математических наук, полковник Поддубный Алексей Алексеевич;
благочинный Гомельского городского округа, протоиерей Игорь Ольшанов;
председатель комиссии по канонизации святых Гомельской епархии, кандидат богословия, протоиерей Александр Лопушанский, а также курсанты военно-транспортного факультета, студенты университета, а также певчие церковного хора храма Архангела Михаила в г. Гомеле.

В 1898 году в Гомеле была открыта мужская классическая гимназия. Первое в городе учреждение образования. с 1905 по 1914 гг. в гимназии обу­чался выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Осипович Сухой. Примечательно, что в гимназии размещалась домовая церковь (ауд. 250), в которой проходили службы не только для преподавателей, гимназистов и их родителей, но и для горожан.

В начале встречи прозвучал доклад преподавателя Военно-транспортного факультета университета подполковника Звездкина Николая Михайловича:

«Можно сказать, что история университета как учреждения образования ведёт счёт с 1898 года, когда на этом месте была построена и открыта мужская классическая гимназия. Первое в городе учреждение образования. Есть мнение, что эта гимназия являлась одним из первых учебных заведений на территории современной Беларуси, в котором были предусмотрены все санитарные нормы.

Спонсо­ром выступила именитая княжеская семья Фёдора и Ирины Паскевичей. К слову сказать, конкурс на лучший проект, объявленный городской Думой Гомеля, выиграл архитектор Станислав Шабуневский, внесший огромный вклад в создание архитектурного наследия нашего города.

Двухэтажное здание мужской гимназии стало гордостью города, которое до сих пор радует глаз прохожих своей ажурностью и декоративностью, выгодно отличаясь своим внешним видом от других строений. Недаром БелГУТ сравнивают с храмом знаний и традиций. Ведь если рассмотреть первоначальное предназначение внутренних помещений, то мы найдем и домовую церковь (ауд. 250), в которой проходили службы не только для преподавателей, гимназистов и их родителей, но и для горожан; зал для торжественных заседаний и новогодних балов (ауд. 244), классы для заня­тий математикой и другие. К слову сказать, изначально над домовой гимназической Александровской церковью был установлен купол, который в последующем был убран.

Также примечательно, что с 1905 по 1914 гг. в гимназии обу­чался выдающийся советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Осипович Сухой.

В 1917 году произошла революция, и начался новый период становления Советского государства. И в эти годы начинает зарождаться связь образова­ния с железной дорогой. В 1919 году созданы Западные железные дороги с управлением в г. Гомеле, которое разместилось в уже бывшем здании мужской гимназии. В результате разукрупнения железных дорог из Западной же­лезной дороги выделилась Белорусская железная дорога. За время Великой Отечественной войны 1941-1945 годы — здание не сильно пострадало. По­сле войны во время восстановления Гомеля городскими властями было ре­шено надстроить над первым корпусом третий этаж, а для обеспечения до­полнительными площадями было пристроено ещё одно здание такого же архитектурного стиля, которое не нарушило исторический облик корпуса. Так первый корпус получил внутренний дворик. В 1953 году в мае, с целью улучшения управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью транспорта БССР, объединили Белорусскую и Минскую железные дороги с управлением в Минске, а в освободившемся здании управления дороги в Гомеле был открыт Белорусский институт ин­женеров железнодорожного транспорта (БИИЖТ, ныне БелГУТ). В 1993 году было принято решение преобразовать институт в университет». 

У присутствующих гостей появилась уникальная возможность совершить своеобразное путешествие во времени, переместиться в начало 20 века и ощутить атмосферу домового храма, в которой здесь пребывали ученики мужской гимназии, в том числе наш знаменитый земляк Павел Осипович Сухой.

Об истории храма и жизни его настоятеля священника Федора Жудро рассказал протоиерей Александр Лопушанский.

Центральное место в мероприятии заняли пасхальные песнопения приходского хора.

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print