Всех поздравляю с сегодняшним праздником, днем памяти отца Иоанна Кормянского, и днем 7-ой Недели по Пасхе. Мы живем по замечательной книге, употребляемой в нашем богослужении как Цветная триодь, праздничная триодь, связанная с праздником Пасхи, Вознесения и святой Пятидесятницы. Такой единый праздничный красивый период. Сегодня мы облачены в белые одежды в знак Вознесения Господня, в ознаменование Его праздника.
В эти светлые праздничные дни являются такими жизнеутверждающими и, в первую очередь, утверждающими о том, что смерти нет, что Христос ее попрал и даровал нам жизнь вечную. И если мы будем говорить о Церкви Христовой, через несколько дней мы будем праздновать день Ее рождения, День Пятидесятницы, мы говорим, что Церковь Христова — очень большая, она состоит из церкви торжествующей небесной и церкви здесь, нашей земной, воинствующей, потому что наша брань здесь, на земле, продолжается, и брань наша не против плоти и крови, против духов злобы поднебесной. Мы являемся людьми, теми, которые воюют со страстями, со злом в этом мире, в конце концов, на нас лежит большая ответственность и большой путь борьбы.
Церковь едина. Мы в ней не особо разделяем членов Ее живых и мертвых. Мы говорим, что мы все одинаково у Бога живы. И у Бога мы одинаково находимся в режиме ожидания, все мы, как и небожители, так и мы, ожидаем славного второго дня пришествия Христова, когда придет Царство Божие в силе, когда исполнятся все пророчества. Все мы христиане верим, и все мы ожидаем.
И знаете, отец Иоанн Кормянский как подтверждение этому факту, что мы едины и что не теряем связи друг с другом, он лежит здесь, почивает своими мощами. При этом мы обращаемся к нему как к живому, и при этом мы чувствуем его реальную помощь, чувствуем его реально, соприкасаемся с этой личностью. Каждый из нас может что-то такое вспомнить, почему он именно сегодня здесь, почему приехал в Корму. Каждый из нас найдет отклик в своем сердце. Как хорошо когда-то сказал наш замечательный святитель исповедник владыка Афанасий Сахаров: «Вот почему важно молиться за наших усопших, например? Мы молимся за них здесь, а они молятся за нас там». И вот в этой взаимной молитве происходит общение наше друг с другом, возникает некая духовная нить, которая нас связывает. И вот, казалось бы, эти два мира сливаются воедино, когда звучит молитва.
Отец Иоанн, когда его прославляли в лике святых, получил наименование Кормянский чудотвотворец. Красивое название «чудотворец». Не все святые прославляются с таким, я бы сказал, титулом священным — чудотворец. Это говорит о том, что совершал и совершает по ныне чудеса, то, что мы называем чудесами. Кто-то получает исцеление от болезни, кто-то получает просимое, у кого-то устраивается жизнь. Таких свидетельств — масса. И этот замечательный монастырь Кормянский хранит архив всевозможных воспоминаний.
Но этот год я считаю особенным. По крайней мере, в этом году отец Иоанн заговорил с нами по-особенному. Он был прославлен достаточно давно, уже почти три десятка лет назад. И казалось, что все, что можно о нем сказать, сказано, все, что можно, уже написано, собраны всевозможные воспоминания и документы, но в этом году посыпалась череда необычайных событий. Я бы сказал, что в жизни этой обители, а еще больше — в нашей Белорусской Православной Церкви произошло несколько удивительных открытий о жизни отца Иоанна. О некоторых я хочу немного рассказать.
Во-первых, явилось чудом, что обнаружились давно утерянные документы, метрики о кончине святого праведного Иоанна. Мы полагали, что отец Иоанн ушел в вечность в 1917 году. В этом году открылось, что не в 1917 году, а немножечко позже. Он скончался в 1919 году, в день Антипасхи. По новому стилю это был день 27 апреля. И знаете, это еще больше придает веса его личности. Казалось бы, всего два года, но при всем том, что это были за два года? Это 17-18-19-ый годы. Достаточно страшное время. И страшное для этих мест в том числе. Эти места не минула Первая мировая война. Отец Иоанн стал свидетелем Первой мировой войны. Более того, по сохранившимся данным, Огородня одной из первых была оккупирована немцами. И одной из первых была освобождена от немецкой оккупации. Ему предстояло пережить всю немецкую оккупацию этих мест Добрушкого края. Отец Иоанн дожил и до Советской власти. Он несколько лет жил при Советах и скончался при Советах, был погребен недалеко отсюда, в Огородне, возле своего родного храма. Ему предстояло пережить вот такие тяжкие времена.
Еще одним открытием стало для нас, конечно же, обстоятельства его последних лет жизни. Мы знаем, что он умер вдовцом. Еще 15 лет прожил в одиночестве, без своей матушки, своей супруги, которая ему всегда во всем всегда помогала. Она была гораздо младше его, на 9 лет, и умерла, как было найдено в этих метриках, от боли в горле, может это, была скарлатина, а, может, — онкология. В любом случае, ему предстояло пережить смерть своей супруги. А это тоже достаточно тяжелое потрясение для этого священника. И вот последние 15 лет он живет здесь, в Огородне, дружит с местным настоятелем Кормянского храма отцом Николаем Страдомским, вместе они совершают много добрых прекрасных дел.
Он участвует в строительстве этого храма и его освящении, которое возглавил когда-то священномученик Митрофан Краснопольский, наш первый епископ Гомельский.
Удивительно еще и то, что нам удалось в этом году обнаружить не просто сведения о жизни отца Иоанна, но и его богослужебные дневники. Буквально через несколько месяцев, надеюсь, будем готовить к выпуску эти материалы. Потому что дневники — это его хоть и маленькое, но эпистолярное наследие. Они представляют собой большие толстые тетради-книги, в которых по форме изложено то, как он совершал богослужение, как он молился, как часто совершал, что за службы, в память каких святых он совершал и т.д. Все подробно расписано.
Но самое ценное — сохранились и его конспекты проповедей, которые тоже помещены в эти дневники. И его рукой записано то, о чем он говорил раз, когда совершал богослужение. Краткие конспекты, но смысл понятен. И из этого делаешь вывод, что человеком он был очень грамотным.
Опять же… Череда событий… Буквально позавчера (29 мая) к нам на связь вышла женщина, уже пожилой человек, доживающий свой век в Санкт-Петербурге. Она сказала, что долго хранила, но в канун дня памяти Иоанна Кормянского решила, что то, что хранила, хочет отдать туда, где служил отец Иоанн. Это его личная библиотека. Там порядка сорока книг с его штампом, его подписью. Потрясающе, что это сохранилось в принципе.
Три необычные находки: метрики о его смерти, его богослужебные дневники и библиотека — ни у кого в таком состоянии никогда не сохранялось, по крайней мере, у священников тех лет. К тому же это территория Могилевской епархии и Могилевской губернии старой, и когда сюда приходили новые власти, они все лишнее сразу же уничтожали, тем более церковные архивы. А они к тому же пережили и Первую мировую войну, многое ушло за эти годы, а то, что еще сохранялось, предавалось уничтожению как не представляющее собой ценность. И, конечно, чудо, что сохранились эти архивные, очень редкие документы. Сегодня на основании этих документов мы готовим большой материал, новый материал о жизни и служении отца Иоанна.
Вот такая череда чудес, по-другому я бы не назвал это никак. Столько лет оно почивало в забвении, но вот, слава Богу, мы нашли.
Конечно, говоря о личности того или иного человека, персонажа исторического, я бы не делал это в отрыве от его семьи. Отец Иоанн сам по себе уникальный человек, безусловно, уникальный. Сельский священник. Хорошо образованный. Судя по тем записям, которые он оставил и той библиотеке, которую обнаружили. Все книги очень серьезного содержания. В основном — богословие, догматика, житийная литература. Это говорит о том, какой у батюшки был круг чтения. Он эти книги покупал, он их выписывал, ему эти книги привозили. Я думаю, что это далеко не все книги, которые он читал. Я думаю, если бы каждый из нас прочитал те книги, которые содержались в его личной библиотеке, мы были бы людьми очень хорошо образованными, много бы знали.
Он не сам по себе, на самом деле, такой самородок. Дело в том, что его семья — это отдельное явление, отдельная история. Его род, род Гашкевичей, достаточно древний и интересный. На территории бывшего Советского Союза в двух городах названы улицы в честь родственников отца Иоанна Гашкевича. Одна в городе Минске носит имя Иосифа Гашкевича. Это двоюродный брат отца Иоанна. Он же первый консул Российской империи в Японии. Благодаря Иосифу Гашкевичу стали возможными проповеди в Японии и создании Японской Православной Церкви. Именно при нем развил свою деятельность святитель Николай Касаткин, равноапостольный, Японский. Сам Иосиф — уроженец нашей Гомельщины. Сегодня Речицкий уезд — современная Хойникщина. Поселок называется Стреличев.
Второй двоюродный брат отца Иоанна, например, был настоятелем храма в городе Киеве, ЦарьКонстантиновского храма. Он был родный братом Иосифа Гашкевича. И благодаря этому замечательному священнику, тоже отцу Иоанну, Иоанну Антоновичу Гашкевичу, нам досталось впервые в истории нашей науки творение — учебник логики на русском языке. Как раз отец Иоанн Антонович является автором этого учебника, более того он составитель нашего знаменитого дополнительного требника, которым пользуются наши священники.
А племянник отца Иоанна — потрясающая уникальная личность, человек, который в городе Херсоне создал археологический музей, существующий поныне. И был настолько известным человеком, что даже сам Васнецов писал икону-фреску пророка Моисея во Владимирском соборе города Киева с натуры Виктора Гашкевича, племянника отца Иоанна. В честь Виктора Гашкевича в Херсоне названа улица.
Сам отец Иоанн в четвертом поколении — священник. Древний род православный происходит из гетманщины православной. Раньше полагали, что они выходцы из униатов. Но оказалось не так. Это исконно православный род. Исконно православная семья. Одна из ветвей этого рода переехали сюда в Беларусь, и здесь, в Беларуси, служила целая священническая династия. Единственное, что фамилия Гошкевичи была трансформирована на белорусский манер Гашкевичи.
Вернемся к личности самого отца Иоанна, пережившего личные потрясения, потрясения, случившиеся в государстве, — оккупация и приход новых властей, что безусловно, было страшно и трагично для самой церкви, — который буквально немного не дожил до более жутких времен. Его дети, в последствии священники, были репрессированы. Отец Иоанн, невзирая на это, наверно, никогда не унывал. По крайней мере, такой вывод можно сделать из тех немногочисленных воспоминаний, которые сохранились и дошли до наших времен. Все люди, которые встречали его на своем пути, вспоминали его как человека очень доброго, ласкового и даже, когда он кого-то пытался в чем-то упрекнуть, он это делал очень легко, с любовью и лаской.
«Ты видишь, что с тобой произошло, — говорил он бывшей одержимой женщине, — видишь, что с тобой произошло, это потому, что ты сделала это, это и это. А теперь, знаешь, ты живи и никого никогда не осуждай». И говорил он это с любовью. По крайней мере, кто вспоминает его, и матушка Феодосия, одна из первых постриженниц Кормянской обители, еще девочкой застала в живых отца Иоанна, она тоже вспоминала о нем с любовью и лаской. Он был очень добрый человек. Уникальный. Большой молитвенник. Большой труженик и подвижник.
Мне нравится аналгия, я когда-то ее приводил, из поучения одного старца. Когда к старцу пришли его ученики и спрашивали: «Как мы можем спастись, живя в бурном, страшном мире? Очень жутко, много соблазнов, мир этот непонятно что нам приносит. Как можно сохранить себя? Каким нужно быть?» И старец отвечает: «Иди и принеси камень со дна реки». Ученик пошел, принес камень. — А теперь возьми и разбей. Ученик разбил этот камень. — А теперь посмотри на этот камень. Он внутри мокрый или сухой? — Сухой. — Поразительно, правда? Камень пролежал, возможно, тысячи лет на дне этой реки. И остался внутри сухим. Так и ты будь таким же хранящим свое сердце.
Отец Иоанн был вот таким цельным человеком. Церковь прославляет не всех священников подряд. Не прославляет всех, кто прожил тяжелые безбожные годы, кто подвергся арестам и тюрьмам. Нет. На самом деле не все из них являются святыми. Святыми мы признаем тех, кто сумел сохранить ту «сухость», скажем так, в своем сердце. Воды этого мира не смогли проникнуть туда. Сердце осталось твердым и верным Богу, верным во всем. Добродетель целостности, целомудрия, она присуща нашим святым. В первую очередь мы ценим их за это. За то, что они, невзирая ни на какие обстоятельства, смогли сохранить цельность и твердость своей веры. Не взирая ни на что.
Напомню, что мы церковь воинствующая, мы еще на пути к Царству Господню. И дай, Боже, нам достойно вытерпеть все испытания и трудности, которые нам преподносит жизнь и враг рода человеческого.
Всех с памятью отца Иоанна Кормянского! Храни всех, Господь!