В 2023 году празднуется 25-летие со дня прославления святого праведного Иоанна Кормянского в лике местночтимых святых. Этот год стал поистине богатым на вновь открывшиеся факты, касающиеся жизни и служения святого праведного Иоанна, чудотворца Кормянского, проливающие свет на пробелы в его биографии.
Одним из таких уникальных документов стала метрическая запись о дне и обстоятельствах кончины отца Иоанна, исходя из которой следует, что праведный Иоанн Кормянский скончался 14ст.ст./27н.ст. апреля 1919 г.
Среди новооткрытых материалов были обнаружены также и богослужебные дневники священника.
На этом чудесные находки не закончились…
7 июня 2023 года прошла встреча протоиерея Александра Лопушанского с Бойковой Татьяной Владимировной, в результате которой она передала в дар Гомельской епархии библиотеку, некогда принадлежавшую святому праведному Иоанну, чудотворцу Кормянскому.
Возвращение библиотеки на родину стало возможным благодаря щедрости Татьяны Владимировны. Всего было передано 59 книг из семейной библиотеки семьи Гашкевичей.
Протоиерей Александр Лопушанский поблагодарил от имени Высокопреосвященнейшего Стефана, архиепископа Гомельского и Жлобинского Татьяну Владимировну и преподнес ей в дар образ праведного Иоанна Кормянского и преподобной Манефы Гомельской.
12 июня книги были переданы в фонды епархиального древлехранителя для реставрации. После этого на основе библиотеки будет создана экспозиция, посвященная святому праведному Иоанну, чудотворцу Кормянскому, которая станет важным источником информации для всех, кто интересуется историей и культурой Гомельщины.
Семейная библиотека протоиерея Иоанна Гашкевича
29 мая 2023 года в канун памяти святого праведного Иоанна Кормянского в одноименный монастырь пришло электронное письмо. Автор письма, Бойкова Татьяна Владимировна, сообщила, что у неё дома хранится библиотека отца Иоанна.
Татьяна Владимировна коренная петербурженка. Её предки происходили из состоятельной дворянской семьи. Бабушка Татьяны Владимировны рассказывала, что у них была очень большая семья, которая после революции в дальнейшем разъехалась.
– Свою двоюродную бабушку Елену Сергеевну и дедушку Ивана Фёдоровича Клещевичей я хорошо знала – вспоминает Татьяна Владимировна.
В детстве часто к ним ходила в гости. Жили они в коммунальной квартире, в очень маленькой комнатке. Иван Федорович не взирая на запрет на посещение церкви её всё же посещал. Он в храме даже делал записи на магнитофон и дома их слушал. Елена Сергеевна и её сестра, моя родная бабушка, учились в Смольном. Они получили прекрасное по тем временам образование.
Как эта библиотека попала в их семью я точно не знаю. Иван Федорович эту библиотеку бережно сохранял. Потом эта библиотека попала в руки моего отца.
У меня не было знания и о том, что у отца находится эта библиотека. Когда он умер, я, разбирая его вещи, и нашла эти книги.
Потом я начала искать в интернете, кто же такой Иоанн Иоаннович? Когда же нашла, то у меня сразу же возникла мысль вернуть книги в место их первоначального нахождения.
Я спросила совета у знакомого священника, он посоветовал отнести книги в один из Петербургских храмов, но меня что-то остановило. Я подумала, что это будет неправильно.
Позже я написала письмо в Кормянский монастырь и получила незамедлительный ответ.
Теперь я могу передать со спокойной душей, с благоговением эту библиотеку. Я уверена, что эта библиотека сохранится на долгие годы, может на века и будут больше знать о Кормянском Иоанне Иоанновиче и его семье…
В архиве Гомельского епархиального управления сохранилась справка о судьбе дочери священника Иоанна Гашкевича младшего, выданная по запросу архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха в 2000 г. Из которой явствует, что дочь репрессированного Ивана Ивановича Гашкевича, Евдокия Ивановна, 1918 г.р., переехала в Ленинград, где вышла замуж за Клещевича Ивана Фёдоровича.
В 1949 г., в возрасте 31 года, она скончалась. Её супруг все эти годы бережно сохранял книги, пока не передал их на хранение своему племяннику, отцу Татьяны Владимировны. А уже после его кончины Татьяна Владимировна обнаружила эти книги и хранила их до передачи в Гомельскую епархию.
Так эти книги вернулись назад на Гомельщину.
В общей сложности было обнаружено 59 книг.
Практически на всех книгах имеется штамп с надписью «Протоиерей Иоанн Иоаннович Гашкевич», надпись составлена по правилам дореволюционной орфографии. На некоторых книгах поверх штампа нанесена подпись, сделанная перьевой ручкой «Из книг священника Иоанна Гашкевича» с поставленной датой. Например, на книге профессора Санкт-Петербургской духовной академии И.Л. Янушева «Православно -христианское учение о нравственности» стоит дата «15.IV.15. г.». На книге «Прощальная беседа с учениками» Н. Сильченкова есть более простой штамп «Иван Иванович Гашкевич».
Скорее всего, собрание книг пополнялось благодаря младшему сыну протоиерея священнику Иоанну Гашкевичу. И в дальнейшем эта библиотека перешла в его собственность.
Преимущественно, это книги богословского характера. Их содержание соответствовало учебной программе Могилевской духовной семинарии. К тому же годы издания книг совпадают со временем обучения сыновей отца Иоанна в названном учебном заведении. Не исключено, что отец Иоанн их мог приобретать для своих сыновей.
Особое место занимают книги, представляющие из себя литературу, используемую для обучения детей в церковно-приходской школе. Это «Учебная Псалтирь», изданная в 1913 г. и «Жития святых» за шесть месяцев, датируемые 1884 г. с грифом «учебное пособие для народных училищ». А вот на журнале «Православное обозрение» за 1861 г. есть рукописная надпись «ученической библиотеки». Вероятнее всего — это книги, по которым священники обучали детей Закону Божию в Огородненской церковно-приходской школе. А как мы знаем, сам праведный Иоанн состоял законоучителем в названной школе, после же него на это место (ещё до принятия священного сана) заступил его младший сын Иван.
Примечателен упомянутый мной духовный журнал «Православное обозрение». Помимо того, что это один из самых первых выпусков издания (журнал издавался с 1860 по 1891 гг.), на его форзаце стоит штамп с именем Петр Цитович. Вероятно, что он ранее принадлежал священнику Петру Ивановичу Цитовичу[1], настоятелю храма в с. Завидовка (ныне Добрушский р-он) Могилёвской губернии.
Все книги были изданы ещё при жизни протоиерея Иоанна Гашкевича и несомненно находились в его семейной библиотеке, о чём свидетельствуют проставленные на книгах штампы. Самая ранняя, упомянутый журнал «Православное обозрение» датируется 1861 годом. Самая поздняя «Опыт нравственного Православного богословия в апологетическом освещении» профессора-протоиерея Н. Стеллецкого датируется 1916 годом. Это говорит, что библиотека формировалась не одним годом.
Ещё, конечно же, перечень книг свидетельствует о круге интересов их обладателей и их культуре. Литература преимущественно серьёзного богословского характера и не взирая на то, что на книги не был сделан твёрдый переплёт, сохранилась в очень бережном состоянии. Большинство книг было разложено в картонные папки, согласно тематике их содержания. Автор к автору, том к тому.
Сделанная находка стала ещё одной иллюстрацией к жизни и служению протоиерея Иоанна Гашкевича и его семьи.
Список обнаруженных книг:
- Книга пророка Варуха. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Ч. 1. Тула. 1912. С. 1-50.
- Книга пророка Иеремии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Ч. 2. 1902. С. 189-247.
- Книга пророка Иеремии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Ч. 3. 1913. С. 249-300.
- Книга пророка Иеремии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Ч. 4. 1914. С. 301-463.
- Св. Пророки Ветхого Завета. I Книга пророка Иеремии. II Плач Иеремиев. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Т. 2. 1899. С. 1-187.
- Книга пророка Исаии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Т. 1. 1889. С. 1-154.
- Книга пророка Исаии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Выпуск 2. 1891. С. 155-290.
- Книга пророка Исаии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Выпуск 3. 1893. С. 291-368.
- Книга пророка Исаии. Последовательное изъяснение славянского текста. Сост. Н.И. Троицкий. Тула. Выпуск 4. 1897. С. 369-614.
- Опыт нравственного Православного богословия в апологетическом освещении. В трех томах. Проф.-прот. Н. Стеллецкого. Т.2. ч. 2. Харьков. 1916. 674 с.
- Прощальная беседа Спасителя с учениками. Ев. Иоанна ХIII, 31- ХVI, 33. Н. Сильченов. Харьков. 1895. 160 с.
- Православно-Христианское учение о нравственности. Прот. И.Л. Янышев. СПб. 1906. 462 с.
- Православное догматическое богословие. Т.1. Введение. Учение о Боге едином в существе и троичном в лицах. Прот. Н. Малиновский. Сергиев Посад. 1910. 470 с.
- Православное догматическое богословие. Т.2. Учение о Боге Творце и Промыслителе мира. Прот. Н. Малиновский. Ставрополь губернский. 1903. 456 с.
- Православное догматическое богословие. Т.3. Учение о Боге Творце и Промыслителе мира. Прот. Н. Малиновский. Ставрополь губернский. 1909. Сергиев Посад. 774 с.
- Православное догматическое богословие. Т.4. О таинствах цекркви. О последних судьбах мира и человека. Прот. Н. Малиновский. Ставрополь губернский. 1909. Сергиев Посад. 710 с.
- Очерк православного догматического богословия. Прот. Н. Малиновский. Сергиев Посад. 1911. 495 с.
- Очерк православного догматического богословия. Вып. 2. Прот. Н. Малиновский. Сергиев Посад. 1912. 358 с.
- Исследования и статьи по естественному богословию. Т. 2. Вып. 1. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1898. 350 с.
- Исследования и статьи по естественному богословию. Т. 2 Вып.3. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1898. 509 с.
- Исследования и статьи по естественному богословию. Т. 2. Вып. 2. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1898. 347 с.
- Исследования и статьи по космологии и рациональной психологии. Т. 3. Вып. 1. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1894. 383 с.
- Исследования и статьи по космологии и рациональной психологии. Т. 3. Вып. 2. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1894. 278 с.
- Исследования и статьи по космологии и рациональной психологии. Т. 3. Вып. 3. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1894. 343 с.
- Исследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Т. 1. Вып. 1. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1905. 261 с.
- Исследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Т. 1. Вып. 2. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1893. 310 с.
- Исследования и статьи по введению в философию и по гносеологии. Т. 1. Вып. 3. Сочинения В.Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад. 1894. 367 с.
- Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. М. Барсов. Т.1. СПб. 1893. 805 с.
- Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем. М. Барсов. Т.2. СПб. 1893. 714 с.
- Догматическое богословие. Т. 1. Епископ Сильвестр. Киев. 1892. 317 с.
- Догматическое богословие. Т. 2. Епископ Сильвестр. Киев. 1892. 643 с.
- Догматическое богословие. Т. 3. Епископ Сильвестр. Киев. 1898. 485 с.
- Догматическое богословие. Т. 4. Епископ Сильвестр. Киев. 1897. 585 с.
- Догматическое богословие. Т. 5. Епископ Сильвестр. Киев. 1897. 499 с.
- Начертание христианского нравоучения. Епископ Феофан. М. 1896. 524 с.
- Руководство к изучению догматического богословия. Макарий, митр. Московский. М. 1898. 376 с.
- Введение в православное богословие. Макарий, митр. Московский. СПб. 1897. 496 с.
- Православно-догматическое богословие. Макарий, митр. Московский. Т. 1. 1895. СПб. 604 с.
- Православно-догматическое богословие. Макарий, митр. Московский. Т. 2. 1895. СПб. 683 с.
- Из системы христианского нравоучения. Проф. М. Олесницкий. Киев. 1896. 485.
- Православное догматическое богословие. Филарет, архиепископ Черниговский. Ч. 1 и 2-я. СПб. 1882. 331 с.
- Курс апологетического богословия. Прот. П.Я. Светлов. Киев. 1912. 382 с.
- Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т.1. Прот. П.Я. Светлов. Киев. 1910. 728 с.
- Христианское вероучение в апологетическом изложении. Т.2. Прот. П.Я. Светлов. Киев. 1912. 778 с.
- Идея Царства Божия. Прот. П.Я. Светлов. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1896 г. 472 с.
- Христианское учение о нравственности. Г. Мартенсен. Пер. А.П. Лопухин. Т.1. СПб. 1890. 488 с.
- Христианское учение о нравственности. Г. Мартенсен. Пер. А.П. Лопухин. Т.1. СПб. 1890. 816 с.
- Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т.1. Соборные послания. Сост. Прот. Николай Зефиров. Могилев. 1911. 138 с.
- Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т.2. Послания св. апостола Павла. Сост. Прот. Николай Зефиров. Могилев. 1912. 206 с.
- Генетическое введение в православное богословие. Прот. Ф.Ф. Сидонский. СПб. 1877. 126 с.
- Учебная Псалтирь. СПб. 1913.
- Жития святых. Июнь. Сост. С.П. Извольский. М. 1884. 244 с.
- Жития святых. Июль. Сост. С.П. Извольский. М. 1884. 243 с.
- Жития святых. Октябрь. Сост. С.П. Извольский. М. 1884. 97 с.
- Жития святых. Сентябрь. Сост. С.П. Извольский. М. 1884. 161 с.
- Жития святых. Январь. Сост. С.П. Извольский. М. 1884. 336 с.
- Жития святых. Февраль. Сост. С.П. Извольский. М. 1884. 200 с.
- Троицкие листки. Вып. 22. Троицкая Сергиева Лавра. 1897.
- Православное обозрение. Т.4. 1861.
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых
[1] Цитович Петр Иванович (1 пол. ХIХ в.- 1894), священник. С 24.12.1861 по 19.09.1894 настоятель Успенской церкви в с. Завидовка Могилевской губ. С 10.09.1894 по 28.11.1894 настоятель храма Архангела Михаила в с. Карниловка Могилевской губернии.