Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Погружение в жизнь 

Жизнь — это одновременно и дар и чудо. Получив этот дар мы призваны в него погрузиться целиком.

Как-то слышал рассказ об одном человеке, который признавал факт своего пребывания на море только после того, когда в него окунался. Иначе он и не принимал.

Для меня увидеть другой город из окна машины, значит не побывать в нем вовсе. Я обязательно должен остановиться и немного по нему побродить. Иначе я не смогу прочувствовать это место. Поэтому терпеть не могу автобусные экскурсии, пусть они и изобилуют массой информации.

Жить — значит ходить и смотреть не из окна!

Хочешь научиться жить — погрузись в жизнь.

Жизнь (конечно же не в ее биологическом смысле) люди понимают по-разному. Чаще всего встречаются две крайности. 

Слишком «мирские» говорят, что жизнь одна и ее нужно вкусить сполна. И пускаются «во вся тяжкая». «Бери от жизни все!» — звучит лозунг таких людей. Ну и берут, загоняя себя в рабство страстей и похотей.  

Другие же, напротив, признают только жизнь «надобыденную», унижая при этом все телесное и материальное. Примеров тому немало.

Замечу, что отрешенность святых от житейских благ означало лишь то, что они находили нечто гораздо большее. В сравнении с познанием Бога все остальное меркнет. В Нем вся полнота. Поэтому их пример это ни в коем случае не ненависть к земному. 

А вот строить духовную жизнь на отвращении к повседневному, это как минимум странно. Как и выбирать монашество из-за ненависти к женщинам (однажды и такое встречал) — ужасно.

Нельзя впадать в крайности. Богом благословлены все проявления нашей жизненности, но только должна соблюдаться иерархия ценностей. Дух, душа и тело. Всему свое место.

Дар жизни всегда связан с чувством благодарности. 

Святые учили за все благодарить Бога. Это похоже на дыхание. Когда мы благодарим, значит замечаем красоту вокруг нас. А замечая прекрасное, мы уже не можем не благодарить. Это становится естественным.

У нас даже есть особая служба — Евхаристия. Что и означает «благодарение».

Евхаристия, или еще по-другому Литургия, подразумевает полное погружение в жизнь. Здесь задействованы все органы человеческих чувств: слух, обоняние, осязание, зрение и, конечно же, вкус.

Поэтому там есть прекрасные песнопения и запах ладана, красочность богослужебных атрибутов, облачений и икон, ну и, конечно же, вкушение святого Причастия. Литургия всегда радостна и исполнена благодарения. Трапеза любви. В ней участвуют весь человек, и телесно и духовно. Она, по-сути, есть символ жизни, центральное место в котором занимает Пасха — праздник жизни. Верх торжества. 

Литургия — это гимн жизни! 

Еще, она погружает нас в жизнь божественную. Здесь происходит воссоединение с Творцом.

Бог однажды погрузился в нашу повседневность, став человеком. Он изведал ее сполна, вкусив младенчество, зрелость и смерть. Ему была знакома материнская любовь и послушание у названного отца. Его не минули этапы взросления и не были чужды скорби, постигавшие его семью. Была ему присуща дружба и радости простого человека.

Он стал одним из нас «не возгнушавыйся девического чрева», как пишется в богослужебных текстах.

Поэтому мы ошибаемся, когда считаем, что человеческая жизнь чужда для Бога.

Он ее Создатель и одновременно Тот, Кто ее прожил.

Еще, жизнь нужно прочувствовать и научиться в ней распознавать подлинное. 

Сегодня существует масса суррогатов. Как бы мы их не называли, они по-прежнему остаются подделками. Предпочитать карьеру детям, или же лишать себя возможности путешествий из-за гонки за лишними деньгами. Это глупо.

Самое дорогое — семья, близкие, природа, путешествия, творчество и улыбки. Ну и, конечно же, общение с Богом!

В этих совсем простых вещах и есть подлинный смысл жизни.

Не пренебрегайте этим. Потом будете дико сожалеть.

Несомненно еще и то, что полнота жизни у Того, Кто ее создал.

Помните, как у Христа это звучало в беседе с самарянкой: «Всякий, пьющий воду из этого колодца, опять захочет пить. А кто будет пить воду, которую Я ему дам, тот вовек не будет хотеть пить»(Ин. 4, 1-14).

Христос и есть полнота жизни. Только вот мы и эту жажду чаще всего заглушаем опять же разными суррогатами.

— Я живой! — восклицал герой повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», мальчик по имени Дуглас.

Оставайтесь живыми! Дышите жизнью и купайтесь в ней!

Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print