Жизнь — это одновременно и дар и чудо. Получив этот дар мы призваны в него погрузиться целиком.
Как-то слышал рассказ об одном человеке, который признавал факт своего пребывания на море только после того, когда в него окунался. Иначе он и не принимал.
Для меня увидеть другой город из окна машины, значит не побывать в нем вовсе. Я обязательно должен остановиться и немного по нему побродить. Иначе я не смогу прочувствовать это место. Поэтому терпеть не могу автобусные экскурсии, пусть они и изобилуют массой информации.
Жить — значит ходить и смотреть не из окна!
Хочешь научиться жить — погрузись в жизнь.
Жизнь (конечно же не в ее биологическом смысле) люди понимают по-разному. Чаще всего встречаются две крайности.
Слишком «мирские» говорят, что жизнь одна и ее нужно вкусить сполна. И пускаются «во вся тяжкая». «Бери от жизни все!» — звучит лозунг таких людей. Ну и берут, загоняя себя в рабство страстей и похотей.
Другие же, напротив, признают только жизнь «надобыденную», унижая при этом все телесное и материальное. Примеров тому немало.
Замечу, что отрешенность святых от житейских благ означало лишь то, что они находили нечто гораздо большее. В сравнении с познанием Бога все остальное меркнет. В Нем вся полнота. Поэтому их пример это ни в коем случае не ненависть к земному.
А вот строить духовную жизнь на отвращении к повседневному, это как минимум странно. Как и выбирать монашество из-за ненависти к женщинам (однажды и такое встречал) — ужасно.
Нельзя впадать в крайности. Богом благословлены все проявления нашей жизненности, но только должна соблюдаться иерархия ценностей. Дух, душа и тело. Всему свое место.
Дар жизни всегда связан с чувством благодарности.
Святые учили за все благодарить Бога. Это похоже на дыхание. Когда мы благодарим, значит замечаем красоту вокруг нас. А замечая прекрасное, мы уже не можем не благодарить. Это становится естественным.
У нас даже есть особая служба — Евхаристия. Что и означает «благодарение».
Евхаристия, или еще по-другому Литургия, подразумевает полное погружение в жизнь. Здесь задействованы все органы человеческих чувств: слух, обоняние, осязание, зрение и, конечно же, вкус.
Поэтому там есть прекрасные песнопения и запах ладана, красочность богослужебных атрибутов, облачений и икон, ну и, конечно же, вкушение святого Причастия. Литургия всегда радостна и исполнена благодарения. Трапеза любви. В ней участвуют весь человек, и телесно и духовно. Она, по-сути, есть символ жизни, центральное место в котором занимает Пасха — праздник жизни. Верх торжества.
Литургия — это гимн жизни!
Еще, она погружает нас в жизнь божественную. Здесь происходит воссоединение с Творцом.
Бог однажды погрузился в нашу повседневность, став человеком. Он изведал ее сполна, вкусив младенчество, зрелость и смерть. Ему была знакома материнская любовь и послушание у названного отца. Его не минули этапы взросления и не были чужды скорби, постигавшие его семью. Была ему присуща дружба и радости простого человека.
Он стал одним из нас «не возгнушавыйся девического чрева», как пишется в богослужебных текстах.
Поэтому мы ошибаемся, когда считаем, что человеческая жизнь чужда для Бога.
Он ее Создатель и одновременно Тот, Кто ее прожил.
Еще, жизнь нужно прочувствовать и научиться в ней распознавать подлинное.
Сегодня существует масса суррогатов. Как бы мы их не называли, они по-прежнему остаются подделками. Предпочитать карьеру детям, или же лишать себя возможности путешествий из-за гонки за лишними деньгами. Это глупо.
Самое дорогое — семья, близкие, природа, путешествия, творчество и улыбки. Ну и, конечно же, общение с Богом!
В этих совсем простых вещах и есть подлинный смысл жизни.
Не пренебрегайте этим. Потом будете дико сожалеть.
Несомненно еще и то, что полнота жизни у Того, Кто ее создал.
Помните, как у Христа это звучало в беседе с самарянкой: «Всякий, пьющий воду из этого колодца, опять захочет пить. А кто будет пить воду, которую Я ему дам, тот вовек не будет хотеть пить»(Ин. 4, 1-14).
Христос и есть полнота жизни. Только вот мы и эту жажду чаще всего заглушаем опять же разными суррогатами.
— Я живой! — восклицал герой повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», мальчик по имени Дуглас.
Оставайтесь живыми! Дышите жизнью и купайтесь в ней!
Протоиерей Александр Лопушанский
председатель Комиссии по канонизации святых