По приглашению епископа Рославльского и Десногорского Мелетия Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, 25 февраля 2024 года, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти свт. Мелетия, архиепископа Антиохийского, совершил Божественную литургию в Богородице-Скорбященском кафедральном соборе г.Десногорска.
В завершении богослужения владыка Стефан поблагодарил епископа Мелетия за возможность совместной молитвы. В свою очередь Преосвященнейший Мелетий в знак братской любви вручил архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Стефану медаль святого благоверного великого князя Ростислава.
Началась первая приуготовительная неделя к Святой Четыредесятнице. С этого воскресенья в богослужении начинается использование Постной Триоди. Так постепенно верующие готовятся встретить Великий пост, а за Литургией сегодня вспоминается евангельская притча о мытаре и фарисее Евангелие от Луки (Лк. 18:10-14), где повествуется о двух людях, вошедших в храм. Один был фарисеем, другой – мытарем.
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 10–14)
Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, сборщиков дани для Римской империи, его иудеи презирали и ненавидели, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.
В конце притчи говорится, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей, т.к. Богу угоднее искреннее покаяние от грешника, чем молитва от благочестивого гордеца.