Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Божественная литургия в Великий четверг Страстной Седмицы

Божественную литургию 2 мая 2024 года, в Великий Четверг, в день Воспоминания Тайной Вечери,  Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в Петро-Павловском кафедральном соборе г.Гомеля.

Высокопреосвященнейшему сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев и духовенство собора.

Особенностью Литургии Великого четверга является троекратное пение вместо Херувимской песни молитвы «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем». Это песнопение многократно исполняется также во время причащения и вместо молитвы «Да исполнятся уста наша». Евангельское чтение Великого четверга, повествующие о событиях Тайной вечери, молитве Христа в Гефсиманском саду, взятии Его под стражу и суде над Спасителем у первосвященников Анны и Каиафы, состоит из нескольких зачал (Мф. 26; 1-20; Ин. 13; 3-17; Мф. 26; 21-39; Лк. 22; 43-45; Мф. 26; 40-75; Мф. 27; 1-2).

За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о восстановлении мира.

В Великий Четверг святая Церковь вспоминает четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайную Вечерю, на которой Господь установил новозаветное таинство святой Евхаристии, омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним, молитву в саду Гефсиманском и предательство Иуды.

Тайная Вечеря и смерть Христа на Голгофе являются основными событиями в христианской истории и символизируют спасение человечества от греха и смерти.

Это была последняя пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетский казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху избавить от плена диавола весть род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальный Агнцем, как пишет апостол: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор., 5, 7).

Когда Христос с учениками возлегли за пасхальной трапезой, Господь преподал апостолам Пасху Нового Завета, Свои тело и кровь.: «и когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).
Ученики нисколько не смутились от слов Спасителя, под видом хлеба и вина преподавшего им Свои Тело и Кровь, но с глубокой верой, благоговением и страхом Божиим приняли то, что предложил им Господь. 
«И пили из нее все» (Мк. 14, 23), — пишет евангелист Марк.

Так на Тайной Вечери было установлено Таинство Евхаристии (Причащения). Святое Причащение дает нам возможность быть в единстве с Богом, духовно и телесно. Стать причастником Евхаристии означает быть причастным Христу всецело.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Стефан освятил соль.

В завершение богослужения Владыка, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился с архипастырским словом ко всем молящимся в этот день в храме, напомнив о том что таинство Евхаристии было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере в Иерусалиме, и принимая Святое Причастие, каждый верующий становится сопричастных Христу, а потому каждый должен быть готов жить так, как Господь повелевает, – без вражды, осуждения, а в любви друг к другу.

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print