Божественную литургию 13 сентября 2024 года, в день празднования Юровичской иконы Божией Матери, Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в храме-музее в честь Собора всех Белорусских Святых в Гомельском епархиальном управлении, где пребывает копия чудотворного образа иконы Божией Матери Юровичская-Милосердная.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Гомельской епархии, настоятель храма протоиерей Георгий Алампиев; благочинный церквей Гомельского городского округа протоиерей Игорь Ольшанов; благочинный Гомельского районного округа протоиерей Артемий Кривицкий; ректор Библейско-богословских курсов Гомельской епархии протоиерей Вадим Качан; эконом епархии протоиерей Владимир Масалитин; председатель комиссия по канонизации святых в Гомельской епархии протоиерей Александр Лопушанский; председатель отдела по молодежному служению Гомельской епархии иерей Дмитрий Мельников и духовенство епархии.
Икона “Юровичская-Милосердная” является одним из самых почитаемых образов на Гомельской земле. Её история начинается в XVII веке, когда в местечке Юровичи, что в Мозырском районе.
В мужской монастырь в деревню Юровичи, что на Гомельщине, на протяжении веков стекались паломники, чтобы поклониться святому образу и испросить у Матери Божией помощи и заступничества, потому что славилась она чудесами и исцелениями.
Икона эта изначально была католической святыней. Во второй половине XVII века представители католического ордена иезуитов выстроили в этих местах храмовый комплекс, в котором и поместили икону Божией Матери, написанную, как полагают искусствоведы, в начале века в украинской или белорусской части Речи Посполитой.
Согласно преданию, написана или приобретена она была по приказу коронного гетмана и краковского каштеляна Станислава Концепольского, которого горячая молитва к Царице Небесной спасла от преследования украинских казаков Захвати они в плен удачливого полководца, не миновала бы его смерть.
С тех пор Концепольский повсюду возил с собой икону, а после смерти родные его передали образ Богородицы ордену иезуитов. Вскоре и духовенство, и прихожане заметили, что искренняя молитва перед этой иконой никогда не остается без ответа – просящий получает требуемое, если оно будет ему во благо.
В 1661 г. ксендз Мартин Торовский отправился с миссионерской целью на Волынь, взяв с собой чудотворную икону Пресвятой Богородицы. В 1673 г. он остановился в деревне Юровичи. Когда же он собрался покидать эту местность, кони его остановились как вкопанные, как будто их удерживала неведомая сила.
Предание гласит, что в этот миг молодой священник услышал голос Царицы Небесной, повелевавшей ему оставить ее чудотворную икону в Юровичах для того, чтобы местные жители укрепились в христианской вере. Мартин Торовский остался служить в деревне, а на поклон образу Пресвятой Богородицы потянулись паломники со всего края.
На протяжении первых полутора веков существования чудотворного образа в летописях были описаны множество случаев исцелений, происходивших по молитвам перед ним. Излечивались люди от белой горячки, исцелялись страшные раны, излечивались несчастные, одержимые бесами, сохранились записи и о воскрешении умерших. При этом молились перед чудотворным образом как католики, так и православные верующие, и все они в равной степени получали помощь и исцеления.
В конце XIX века по указанию последнего юровичского ксендза Гогу Гордзецкого, который опасался утратить чудотворный образ, была изготовлена точная копия образа, которой втайне заменили оригинал, выставленный в костеле.
После закрытия костел был освящен по православному обряду, и список чудотворного образа получил его святую благодать.
В 1885 г. подлинное изображение иконы было перенесено в Краков в костел Св. Барбары, где и хранится по сей день. Согласно старинному договору, эта икона сможет вновь вернуться в Юровичи, как только там будет открыт костел.
В Юровичской православной обители остался один из трех списков, сделанных с чудотворного образа. Во времена правления советской власти эта икона была утрачена и чудесным образом обретена совсем недавно, при восстановлении обители.
По окончании богослужения епископ Стефан поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, обратился к молящимся со словом назидания и преподал всем архипастырское благословение.