Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Вера и стойкость: в Гомельской епархии почтили память жертв безвинно убиенных богоборцами

Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, 1 ноября совершил Божественную литургию в Петро-Павловском кафедральном соборе города Гомеля. Архипастырь и духовенство молитвенно почтили память всех жертв – новомучеников и исповедников, священников и мирян, пострадавших в годы жестоких гонений на Церковь. Воспоминание о тех трагических событиях вновь оживило в сердцах верующих боль и скорбь за тех, чья жизнь была отдана за веру в годы репрессий, чья стойкость стала символом духовной силы.

История гонений на Церковь в Советском Союзе охватывает целые десятилетия, но 1937 год выделяется как пик беспрецедентного террора, навсегда вписанного в анналы нашего прошлого. Сразу после Октябрьской революции 1917 года началась систематическая борьба государства с любой формой духовной власти. Советское руководство считало Церковь серьезной угрозой своей идеологической гегемонии и использовало весь спектр репрессивных мер: от разрушения храмов до массовых арестов священников, от запрета религиозного образования до осквернения святых мест. Эти меры постепенно превращались в открытую войну против веры, кульминацией которой стали ужасающие события 1937 года.

Официальное отношение к священникам становилось все более непримиримым, и многие представители духовенства становились мишенями советской власти как якобы «контрреволюционные» и «антисоветские» элементы. Ситуация обострилась с принятием новой Конституции 1936 года, в которой декларировались равные права всех советских граждан, включая всеобщее избирательное право. Однако к декабрю 1937 года, когда должны были состояться выборы в Верховный Совет СССР, руководство страны столкнулось с проблемой: в голосовании могли участвовать люди, которых коммунистический режим считал неблагонадежными, включая религиозных верующих и представителей духовенства. В ответ на это возникло решение ликвидировать наиболее активных и идеологически «опасных» элементов общества.

3 июля 1937 года Иосиф Сталин подписал документ, адресованный руководителям НКВД и секретарям обкомов, который положил начало массированным репрессиям. Под категорию врагов советской власти попадали и священнослужители, давно преследуемые как «контрреволюционеры». Оперативный приказ наркома НКВД Николая Ежова от 30 июля 1937 года включал священников в список подлежащих уничтожению. Согласно приказу, всех репрессируемых делили на две категории: первая – наиболее враждебные элементы, которых предписывалось расстреливать, вторая – менее активные, но все же опасные лица, отправлявшиеся в лагеря на долгие годы заключения. Приговоры выносились «тройками» – специальными комиссиями НКВД, работавшими в ускоренном порядке, зачастую без возможности на защиту или справедливый суд.

Репрессии были развернуты с неслыханной жестокостью. В период с августа по ноябрь 1937 года каждый месяц расстреливали около 20 000 человек, среди которых значительное число составляли представители духовенства. Их вина заключалась лишь в том, что они исповедовали веру и принадлежали к Церкви. Массовые аресты сопровождались допросами, жестокими пытками и казнями. Лишенные надежды на милость власти, священнослужители и верующие встречали свою гибель с молитвой. Вместо обещанных прав советское государство оставило за ними единственное «право» – право на смерть.

Православная Церковь 30 октября совершала поминовение всех православных христиан, безвинно убиенных богоборцами или безвинно пребывавших в заключении.

Свидетельства очевидцев и архивные документы подтверждают, что в 1937 году расстреляли более 80 000 представителей духовенства и мирян. Массовые казни проходили с изощренным цинизмом, и многие расстрелянные в те годы еще недавно считались законопослушными гражданами, получившими права по Конституции 1936 года. Их вера была их «виной». В глазах государства они представляли опасность просто потому, что исповедовали свои убеждения.

Не осталась в стороне от этих трагических событий и Белорусская Православная Церковь. 28 октября решением Святого Синода Белорусской Православной Церкви был установлен день памяти новомучеников белорусских. Эта дата выбрана неслучайно: в конце октября 1937 года по всей Беларуси прокатилась волна казней. 29 и 30 октября в Минске, в тюрьме «американка», были расстреляны сотни верующих, представители научной и культурной элиты, которые до последнего дня оставались верны своей вере и своим убеждениям. Эти дни вошли в историю как время национальной скорби, когда народ Беларуси потерял целую плеяду лучших своих сыновей и дочерей.

Гомельщина также не избежала этой трагедии. Ночь с 31 октября на 1 ноября 1937 года стала одной из самых мрачных страниц в истории региона. В лесу под Гомелем в ту ночь расстреляли множество священнослужителей, церковнослужителей и мирян. Их тела были захоронены в безымянных могилах, которые до сих пор хранят тайну унесенных жизней. Эти люди – гомельские мученики – до конца остались верны своей вере, несмотря на угрозу смерти и неизбежность страшной кары. В их судьбах заключена трагедия целого поколения, для которого принадлежность к Церкви стала смертным приговором.

В 1937 году те, кто оставался верным Церкви в Гомеле, были арестованы по сфабрикованному НКВД делу «подпольной контрреволюционной организации церковников». Более 50 из них были расстреляны. Место казни – Новобелицкий лес.

30 ноября в Никольском мужском монастыре г.Гомеля был совершен Парастас, в память о гомельских священниках, расстрелянных в ночь на 1 ноября в 1937 году:

протоиерей Владимир Бутомо (1937)
 протоиерей Владимир Зубарев (1937)
 протоиерей Андрей Курневич (1937)
 протоиерей Петр Рылло (1937)
 священник Савелий Демьяненко (1937)
 священник Фома Конашевич (1937)
 священник Павел Осыко (1937)
 священник Василий Саульский (1937)
 священник Климент Шамко (1937)
 иеромонах Менандр (Степанюк) (1937)
 диакон Афанасий Сосиновский (1937)

Сегодня, 1 ноября, по завершении Божественной литургии архиепископ Стефан и сослужащее ему духовенство совершили панихиду по всем жертвам Большого террора. Этот день стал символом общей скорби и молитвы за тех, кто принял мученическую смерть в период самого жестокого преследования религии в советской истории.

Также в этот день на территории мемориального комплекса «Партизанская криничка» в часовне Святого Воскресения Господня, расположенной на территории Новобелицкого леса, того самого места, где в 1937 году были расстреляны десятки верующих, была совершена Божественная литургия. На ней поминались все жертвы – православные христиане, безвинно убиенные богоборцами.

Новобелицкий лес – месте, которое впитало в себя боль и трагедию десятков сотен людей. Многие из казненных были признаны «врагами народа» по сфабрикованным обвинениям, и даже простое участие в церковной жизни могло стать поводом для ареста и смертного приговора. Свидетельства очевидцев и архивные документы показывают, что священнослужителей заставляли отрекаться от веры, подвергали пыткам и лишали права на справедливое судебное разбирательство. Несмотря на невыносимые страдания, эти люди оставались верны своим убеждениям и уходили из жизни с молитвой.

Память о жертвах тех жестоких лет – это напоминание нам о страшных ошибках прошлого, но также и о величии духа, стойкости и любви к Богу, которые сохраняли эти люди. Мы обязаны хранить эту память, чтобы никогда больше подобные трагедии не повторились, чтобы наша вера и человеческое достоинство никогда не подвергались такому варварскому уничтожению.

Список священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за веру, поминаемых в Гомельской епархии, свидетельствует о глубине трагедии, когда десятки человек встретило свою гибель с молитвой на устах, храня веру и достоинство даже перед лицом смерти:

Репрессированные архиереи, клирики, монашествующие и миряне
об упокоении
Архиепископов: Варлаама, Стефана, Тихона
Епископов: Никона, Серафима
Архимандритов: Аркадия, Досифея
Протоиереев: Евгения, Владимира, Иоанна, Анатолия, Николая, Павла, Феодора, Адама, Владимира, Александра, Иосифа, Павла, Иулиана, Александра, Михаила, Андрея, Евстафия, Михаила, Андрея, Стефана, Петра, Иоанна, Василия, Иоанна, Иоанна, Александра, Владимира, Иакова
Иереев: Афанасия, Макария, Иоанна, Леонтия, Арсения, Николая, Петра, Андрея,
Митрофана, Иоанна, Иосифа, Петра, Василия, Павла, Василия, Василия, Созонта, Платона Николая, Иоанна, Бориса, Николая, Георгия, Савелия, Василия, Алексия, Аркадия, Иоанна, Савву, Гавриила, Павла, Константина, Иоанна, Евгения, Георгия, Фому, Александра, Михаила, Димитрия, Василия, Макария, Иоанна, Евдокима, Михаила, Сергия, Василия, Георгия, Елисея, Симеона, Иоанна, Даниила, Михаила, Павла, Михаила, Николая, Косьму, Феодора, Тихона, Антония, Феодора, Иоанна, Василия, Стефана, Лаврентия, Романа, Анатолия, Павла, Иоанна, Василия, Владимира, Иоанна, Тихона, Илариона, Михаила, Петра, Максима, Дементия, Иоанна, Симеона, Александра, Феодора, Николая, Стефана, Авенира, Николая, Владимира, Климента, Петра, Стефана, Тихона, Николая, Адама, Александра
Иеромонахов: Евфросина, Валентина, Филарета, Арсения, Германа, Иерофея, Мануила, Марка, Зосиму, Виссариона, Артемия, Стефана, Менандра, Макария, Анастасия, Иакинфа
Протодиакона Ростислава
Диаконов: Пантелеймона, Александра, Савву, Бориса, Петра, Евфимия, Филиппа, Афанасия
Монахинь: Анимаисы, Серафимы
Рабов Божиих: Нины, Терентия, Василия, Владимира, Макария, Стефаниды, Моисея, Марии, Марии, Андрея, Антония, Димитрия, Демьяна, Григория, Иустина, Марии, Анны, Марии, Ульянии, Павла, Архипа, Никифора, Спиридона, Веры, Надежды, Александра, Иллариона, Александры, Евфросинии, Зота, Феодосия, Михаила, Андрея, Петра, Павла, Трофима
Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print