В ризнице храма святого благоверного князя Александра Невского г. Рогачева благочинным Рогачевского округа иереем Алексеем Сергеевым был обнаружен уникальный образ святителя Николая Чудотворца.
Икона датируется 1936 годом и судя по надписи на тыльной стороне принадлежала митрополиту Минскому и Белорусскому Пантелеимону (Рожновскому). Что примечательно, иерарху икону преподнес жировицкий иеромонах Серафим (Шахмуть) (преподобномученик Серафим Жировицкий).
На обороте иконы находится дарственная надпись:
«В день ангела 27 июля ст. ст. 1936 года Высокопреосвященнейшему Владыке Пантелеимону преподносим от имени всех Ваших доброжелателей Сию Святую икону самого достойнейшего Святителя Христова Николая Чудотворца. Как достойнейшему Вам Архипастырю и крепкому столбу Православия.
1. Вера Кисель
2. Ксения Слыш
3. Неонила Ярмолович
4. Зоя Станкевич
5. Антонина Станкевич
6. Надежда Ярмолович/
7. Валентина —//—
8. Екатерина —//—
9. Александр —//—
10. Раиса —//—
11. Зинаида —//—
12. Вера —//—
13. Владимир Харытончык
14. Анна —//—
15. Елена —//—
16. Мария —//—
17. Валентина —//—
18. Феодор —//—/
19. Вера Адамчык
20. Мария —//—
21. Александр —//—
22. Михаил —//—
23. Иоан —//—
24. Владимир —//—
25. Антон Якимович
26. Александра Якимович
27. Владимир —//—
28. Иоан —//—
29. Надежда Лопатюк
30. Лидия Цвикевич
31. Елизавета —//—
32. Мелания послушница
33. София Якимович
34. Любовь Кожевникова
35. Николай —//—
36. Петр —//—
37. Алексей —//—
38. Михаил Станкевич
39. Анна —//—
40. Александр Ярмолович
41. Надежда —//—
42. Григорий Русак
43. Мария Лихач
44. Ольга —//—
45. Иоан Харитончик
46. Антонина —//—
47. Михаил Цвикевич
48. Анна —//—
49. Шестаковы
50. Иосиф <…>
51. Добрияновы
52. Анна – странница
53. Вера Ромейко
54. Антонина Дрызлова
55. Иеромонах Жировицкой об. от. Серафим».
Как видно из текста икона была подарена от нескольких благочестивых семей, частных лиц, послушницы Мелании, странницы Анны и самого отца Серафима.
Среди вышеприведенного списка узнаваемы некоторые имена. По воспоминаниям протоиерея Геннадия Логина, Вера Адамчик впоследствии приняла монашеский постриг и проживала в Жировицкой обители. Ее брат, Александр Адамчик, принял священный сан и более 20 лет был настоятелем в д. Шиловичи Слонимского района.
Алексей Кожевников также принял сан и засвидетельствовал свою веру пребыванием в концлагерях. Григорий Русак был иконописцем. Его кисти принадлежала послевоенная роспись Жировицкого Успенского собора.
Какое-то время образ находился в Минском епархиальном управлении, о чем свидетельствует инвентарный номер «МЕУ N 126».
Исходя из вышеприведенных записей можно проследить путь самой иконы, немного окунувшись в историю. Архимандрит Серафим (Шахмуть) познакомился с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским) в Жировицком монастыре, где последний, в бытность архиепископом, находился в заточении.
Архиепископ Пантелеимон отказался признать провозглашенную в 1924 году автокефалию Польской Церкви, за что в начале был заключен в Мелецкую обитель на Волыни, а позже переведен в Жировицкий монастырь. Владыка Пантелеимон стал духовным отцом для молодого монаха Серафима. Именно под его влиянием будущий святой и состоялся как человек высокой духовной жизни.
В 1935 году монах Серафим принял рукоположение в священный сан и был направлен на служение в с. Курашево, входившее тогда в Бельск-Подляшский деканат Белостокского воеводства. Параллельно со служением в с. Курашево иеромонах Серафим числился насельником Жировицкой обители, не теряя связь с близкими ему людьми.
Именно в этот период и был преподнесен обнаруженный нами образ. Надписание на иконе «достойнейшему Вам Архипастырю и крепкому столбу Православия» может свидетельствовать о бескомпромиссности архиепископа Пантелеимона, находившегося тогда в заточении, и почитании его не только иеромонахом Серафимом, но и церковным народом.
В 1939 году владыка вернулся к полноценному служению. Став Экзархом Западной Белоруссии и Западной Украины, он возглавил движение за возвращение приходов в лоно Русской Православной Церкви. В этом же году он и возвел иеромонаха Серафима в сан игумена, а позже в сан архимандрита.
С началом Великой Отечественной войны, оказавшись на оккупированой территории, архиепископ Пантелеимон возглавил Православную Церковь на территории Беларуси. Вероятно, именно тогда обнаруженный нами образ и оказался в Минском епархиальном управлении.
Как икона попала в Рогачев? Для нас это остается загадкой. Возможно, на Гомельщину образ попал благодаря миссии самого архимандрита Серафима, которую он осуществлял по благословению митрополита Пантелеимона.
Дело в том, что с именем преподобномученика связана история Гомельской епархии в оккупационный период. Из архивных источников мы узнаем, что архимандрит Серафим вместе со своим спутником иереем Григорием Кударенко за время своего миссионерского путешествия посетили ряд населенных пунктов Гомельщины, двигаясь как раз по дороге проходящей недалеко от Рогачева.
В 1942 году отец Серафим стал настоятелем Гомельского Петро-Павловского собора, сделав его центром своей проповеди. Церковная жизнь на Гомельщине благодаря деятельности миссионеров была возрождена.
Председатель Комиссии по канонизации святых Гомельской епархии
протоиерей Александр Лопушанский