В Гомельской епархии есть немало святынь. О некоторых из них мы знаем достаточно много. Например, Казимировская икона Божией Матери, или же знаменитая Скитковская икона Пресвятой Богородицы. Но есть святыни, о которых сведений сохранилось не так уж и много. Об одной из них мы немного расскажем. Это чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, находящийся в г. Добруше.
В отличии от Скитковской и Казимировской икон, к сожалению не сохранившихся в оригиналах, описываемая икона дошла до наших дней в полной сохранности.
Что же мы о ней знаем? Как эта икона попала в Добруш?
Изначально икона, в качестве главной святыни, находилась в старообрядческом монастыре, основанном в конце XVIII века недалеко от г. Добруша.
Когда она была написана и появилась в обители, сведений об этом не сохранилось. Из исторических источников известно, что после ликвидации монастыря в 1876 году, образ был передан на хранение в Чонскую православную обитель.
На свое историческое место икона была возвращена спустя несколько десятилетий — в 1914 г. Это произошло когда монастырь был возрожден в качестве православного и получил название Макарьевский.
Главным подтверждением о народном почитании иконы и признании ее чудотворной стало свидетельство епископа Варлаама (Ряшенцева, 1978-1942).
В бытность епископом Гомельским, владыка Варлаам инициировал возрождение некогда закрытой Макарьевской обители в пригороде Добруша и возвращения в нее главной ее святыни – Казанской иконы Божией Матери. Это событие подробно описано в Могилевский епархиальных ведомостях в № 21 за 1914 г. В приведенной статье епископ Варлаам прямо называют икону чудотворной:
После закрытия монастыря в 1928 году, икона была спасена монахинями и их духовником архимандритом Иннокентием (Мельниченко), ставшим впоследствии настоятелем Добрушского храма в честь святителя Николая Чудотворца. Куда отец Иннокентий ее и перенес. Там она сохранялась в последующие годы, пока в конце 1940-х приходская община не была вынуждена перейти в скромный молитвенный дом, забрав с собой и святыню. После строительства капитальной церкви в 1991 году, икона была перенесена в новый храм, где и находится в настоящее время.
Сегодня к этому образу притекает большое количество паломников. Ежегодно, в канун дня памяти священномученика Макария, митрополита Киевского (14 мая по н.ст.), с образом совершается крестных ход к руинам Макарьевского монастыря — месту ее первоначального нахождения.
Приложение:
Могилёвские епархиальные ведомости № 21, часть неофициальная, 1914 год. Лл. 581-587.
«8-го июля текущего года окрестное население Гомельского уезда было свидетелем редкого церковного торжества — возобновления запущенной Макарьевской обители. Закрытая почти 40 лет тому назад, эта обитель подверглась полному запустению. В тревожное время здесь находили приют разного рода преступники. От бывших здесь монастырского храма и келий остался всего небольшой трапезный корпус, с помещением для церкви с иконостасом, но без икон. Осталась и каменная ограда, вокруг монастыря, хотя во многих местах была повреждена. Находившаяся ранее в Макарьевской обители чудотворная Казанская икона Божией Матери была перенесена в Чонский монастырь, а монастырская земля, в количестве 40 десятин, в последнее время была приписана к Могилёвскому Братскому монастырю, которым и сдавалась в аренду. Так на месте святом, за грехи людей, водворилась мерзость запустения.
Но вот по прошествии долгого времени наступили времена милости Божией и для здешнего края. Господь внушил Святителям Могилёвской епархии обратить свое заботливое внимание на скорбное положение бывшего монастыря с целью, если возможно восстановить храм самой обители. Такого восстановления оплота православия сильно жаждало окрестное население, так как в крае распространялось сектантство, и православная вера подвергалась здесь враждебным нападкам.
Окончательно мысль о восстановлении обители созрела после того, как по поручению Преосвященнейшего епископа Константина, викарный епископ Гомельский Варлаам посетил Макарьевскую обитель осенью 1913 года, после этого было направлено ходатайство в Синод об открытии в Макарьеве женский монастырь, которое было удовлетворено. Благодаря добрым жертвователям явилась возможность произвести здесь необходимый внутренний и наружный ремонт обветшавшего здания, приобрести церковную утварь, поправить ограду и в июле текущего года официально открыть восстановленную на месте развалин обитель. Открытие новой обители было обставлено особой торжественностью.
В воскресенье, 6-го июля, с вечерним поездом в Чонский монастырь прибыл Преосвященнейший Варлаам, епископ Гомельский, с тем, чтобы здесь в последний раз помолиться пред чудотворной Казанской иконой Божией Матери, торжественно изнести эту икону в ту обитель, где она раньше имела своё пребывание. Преосвященным Варлаамом вместе с прибывшими священниками был отслужен молебен с акафистом, на котором присутствовали все монахини и обитатели соседних дачных местностей. Умилительно было это прощальное богослужение в поздний вечерний час. Присутствовавшие молились со слезами на глазах. В конце служения Преосвященный сказал слово о том, что Казанская икона Богоматери, находясь в Чонке, не имела так сказать, своего прочного пристанища (в Чонке есть своя чудотворная икона Тихвинской Божией Матери), и тот край, где раньше была эта икона, остался как бы без видимого святого покрова, а теперь Божия Матерь, в своем чудотворном образе опять идет на прежнее место своего пребывания и осеняет его. Конечно, прощально провожать святой образ всегда скорбно, но Чонской обители надо радоваться, потому что Богоматерь идет в своё наследие, которое связала с Чонской обителью узами одной духовной жизни и одного руководства.
Торжественная служба окончилась в 10 часов вечера. На другой день, в понедельник, 7 июля, в 4 часа утра начался благовест на монастырской колокольне к крестному ходу из обители.
Отслужив краткий молебен, Преосвященный сам шёл с крестным ходом до границы монастырских владений, откуда крестный ход в сопровождении священников, монахинь и окружающих сельчан направился через пригород Ново-Белицу, село Головинцы и через д.Ларище к Макарьеву.
В 5 часов вечера крестный ход был уже у Макарьевской обители на расстоянии 25 верст от Чонки.
Пока шел крестный ход, Преосвященный побывал в Добруше, где служил в храме молебен, посетил настоятеля и лично встретил крестный ход Макарьевской обители. Умилительна была картина шествия чудотворной иконы Божией Матери на то место, которое было раньше оставлено.
Вскоре в Макарьевской обители началось всенощное бдение, на которое прибыли окружающие священники числом 12 лиц. До шестопсалмия служба совершалась на открытом воздухе, а затем – в трапезном храме, при большом стечении народа, который плотным кольцом окружал храм.
8-го июля, в 8 часов утра началось архиерейским служением и освящением храма. На торжестве присутствовали: Гомельский предводитель дворянства М.Н.Лавриновский, семья бывшего генерал-губернатора княжества Финляндского Н.Н.Герарда, начальница частной Могилёвской женской гимназии О.Н.Коссович, директор Добрушской фабрики А.И.Стульгинский, Гомельский исправник С.В.Мизгайло и многие из интеллигенции в качестве приглашенных гостей.
Не смотря на летнее страдное время народу собралось до 3 тысяч человек, из них в храме могла поместиться едва десятая часть. Остальные слушали богослужение стоя у окон. Свободные священники служили непрерывно молебны Спасителю и Божией Матери.
После литургии внутри обители был совершен крестный ход с молебным пением Богоматери. В конце молебна Владыка обратился к собравшейся массе народа с приветственным словом такого содержания: «Нынешний день – великий радостный праздник для всего здешнего края. На месте, где были развалины и мерзость запустения, где живали разбойники и совершались преступления, – снова красуется святая обитель. Прежде обветшавшая храмина сделалась благолепным храмом Божиим, в который вошел сам Царь Славы с воинством небесным и с Пречистою Своею Матерью в лице Ея чудотворного образа. Вот какую великую милость и радость даровал Господь всему здешнему краю. Очевидно, Милосердный Господь желает призвать людей к покаянию.Позаботимся же о том, чтобы вселение Богоматери среди нас не было для Нея скорбным, чтобы и Она, Пречистая, радовалась, видя наше покаяние и исправление жизни. Только так мы и можем отблагодарить Бога за Его милости, только такую жертву можем мы принести Ему и Пречистой Богоматери, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пусть же притекает народ в своих бедах и скорбях под покров Богоматери в сию святую обитель и получает здесь от Нея богатые милости душевные и телесные».
Торжественное богослужение закончилось в 2 часа дня. После богослужения настоятельница обители игуменья Чонско-Макарьевского монастыря Арсения предложила Владыке и всем собравшимся гостям чай и скромную трапезу.
В 3½ часа дня, благословив насельниц Макарьевской обители, Владыка отбыл из обители в Добруш, а оттуда – в Могилев.
Будем надеяться, что новая женская Макарьевская обитель скоро приобретет благотворное влияние на окрестное население и внесет животворный луч света в темную среду местного старообрядческого населения».
Председатель Комиссии по канонизации святых Гомельской епархии
протоиерей Александр Лопушанский