В храмах Гомельской епархии бережно хранятся иконы, многие из которых представляют значительную историческую ценность. Однако время, воздействие окружающей среды и порой трагические обстоятельства оставляют на них следы. Восстановление древних образов — трудоемкий процесс, который требует высоких профессиональных навыков, знаний и особой ответственности. Благодаря заботам архиепископа Стефана эта работа в епархии ведется неустанно.
Реставрационный отдел Гомельской епархии был создан в 2015 году, и с тех пор специалисты восстанавливают святыни, написанные порой несколько веков назад. Главные мастера — Елена Глушакова и Наталья Лазебникова. Они, как искусные хирурги, работают над сохранением уникальных памятников культуры и искусства Беларуси.
Реставрация требует знаний в истории, искусствоведении, химии и физике. Каждый этап восстановления предваряется тщательным исследованием икон: от состояния деревянной основы до анализа красочного слоя.
Примером их работы стала реставрация образа Божией Матери «Ченстоховская» из храма святителя Николая Чудотворца в поселке Василевичи. Икона, потемневшая от времени и поврежденная трещинами, после кропотливой реставрации обрела былую красоту. Стараниями архиепископа Стефана средства на восстановление были выделены, и более года над образом трудились специалисты в Минске. Сегодня этот святой образ вновь находится в храме, сияя в новом киоте, и служит объектом молитвенного поклонения.
Икона Божией Матери «Ченстоховская» имеет уникальную историю. По преданию, образ был подарен Семену Белому, белорусскому рекруту, во время его службы в плену.
Белый Семён, один из пяти братьев большой семьи, женившись, не имел детей с супругой Евдокией. Это стало причиной того, что он, как бездетный, попал в рекруты. Во время службы Семён оказался в плену, где семь лет работал у одного хозяина. В благодарность за добросовестный труд тот подарил ему Ченстоховский образ Божией Матери со словами: «С ней будут у тебя дети».
Семён вернулся на родину, в деревню Новинки (ныне Калинковичский район), с иконой Божией Матери. Вскоре после этого у него и его жены Евдокии появился долгожданный ребёнок, что посчитали ничем иным, как чудом, связанным с нахождением образа в их доме. Хозяева неоднократно замечали свечение, исходившее от иконы.
Во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) икону закопали в землю, чтобы уберечь её от пожара, когда от рук захватчиков полыхали соседние деревни. На месте, где была закопана икона, впоследствии не разорвался ни один снаряд. После войны икону откопали и вернули в дом.
В конце 1950-х годов образ Божией Матери увидел настоятель храма святителя Николая Чудотворца в городе Василевичи, протоиерей Филимон Никанорович Корбатенко. Он убедил Евдокию, на тот момент вдову Семёна, передать икону в храм, чтобы и другие люди могли обращаться к Божией Матери с молитвой.
В конце 1980-х годов в храм проникли грабители, которые пытались вынуть икону из киота. Их попытки не увенчались успехом, однако злоумышленники украли камни, которыми был украшен образ. В 1990-е годы она была передана в храм святителя Николая Чудотворца, а затем, по благословению архиепископа Стефана, отреставрирована и возвращена в храм.
Не так давно, произошло еще одно важное событие: в новопостроенный храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Защебье был возвращен отреставрированный образ «Покрова Пресвятой Богородицы». Икона в 1888 году тщанием местных жителей была написана и подарена в храм поселка Защёбье. Дарственная надпись гласит: «В Память Пожертвования Сию Икону В Защебскую Церковь Калистрат Цейко Василий Цейко 1888 Год Февраля 19 дня». В годы гонений храм был разрушен, но святой образ местные жители спасли от безбожников. Он был перенесен в храм святителя Николая Чудотворца в Василевичах, где оставался долгие десятилетия.
Несколько лет назад икону привезли в лабораторию древлехранителя Гомельской епархии для реставрации. Обследование показало, что святой образ находится в плачевном состоянии и требует срочной реставрации. После нескольких месяцев кропотливой работы мастеров, уникальный и редкий по стилю письма и художественной композиции образ предстал перед верующими в первозданном виде, вернув свое изначальное великолепие.
По благословению архиепископа Стефана, святой образ вернулся в свое родное Защебье. Теперь он занимает центральное место в новом храме, возведенном на месте разрушенного в годы гонений, и готовящегося к торжественному освящению в 2025 году.
Возвращение иконы – как символ победы духа и нерушимость веры. Годы гонений и богоборческой власти не смогли уничтожить святыню, как не смогли вытравить из сердец людей тягу к духовности и правде. Образ Божией Матери, словно пройдя через испытания времени, сохранился, не канул в лету и не исчез в вихре событий XX века. Сегодня он возвращен туда, куда и был изначально предназначен своими дарителями — в Защебье. Это событие напоминает нам, что духовные корни народа и его стремление к истине всегда оказываются сильнее разрушительных сил.
В настоящее время, благодаря кропотливой работе реставраторов и заботам архиепископа Стефана, старинные иконы обретают былую красоту, возвращая свои изначальные образы. Эти обновленные святыни становятся живым свидетельством богатой истории и искусства, а их сохранение помогает бережно передать культурное наследие следующим поколениям.