Белорусской Православной Церкви

Белорусской Православной Церкви

Божественная литургия в Неделю мытаря и фарисея и день памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Началась первая приуготовительная неделя к Святой Четыредесятнице. Так постепенно верующие готовятся встретить Великий пост, а за Литургией сегодня вспоминается евангельская притча о мытаре и фарисее. С этого воскресенья в богослужении начинается использование Постной Триоди.

Божественную литургию 9 февраля 2025 года, в Неделю мытаря и фарисея и день памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в приходе храма Казанской иконы Божией Матери в аг.Лучин.

Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный Рогачевского округа иерей Алексей Сергеев, настоятель прихода протоиерей Александр Атрощенко и духовенство епархии.

Сегодня за богослужением был прочитан отрывок из Евангелия, повествующий о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14). Эта притча открывает перед нами две противоположные дороги человеческой жизни – путь гордости и путь смирения. Она вводит нас в период подготовки к Великому посту, напоминая о той внутренней работе, которую должен совершить каждый христианин, чтобы приблизиться к Богу.

Господь говорит, что в храм вошли двое: фарисей и мытарь. Один считал себя праведным, а другой осознавал свою греховность. Их молитвы раскрывают перед нами состояние их душ.

Фарисей, исполнивший внешние предписания закона, произносит молитву, полную самодовольства: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11–12).

Но эта молитва не поднимается к Богу, ибо в ней нет ни любви, ни смирения. Фарисей говорит не с Богом, а сам с собой (Лк. 18:11). Он не просит у Бога милости, потому что считает себя уже достойным, не кается, потому что не видит за собой грехов.

Мытарь же, сознавая свое недостоинство, даже не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит лишь одну фразу: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13).

И вот что говорит Господь: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).

Эта притча показывает, что внешнее благочестие без внутреннего смирения не имеет цены пред Богом. Фарисей, хотя и постился, и приносил десятину, впал в страшную болезнь – гордость, самодовольство и осуждение ближнего. Он не увидел в себе греха, не попросил у Бога прощения, но стал сравнивать себя с другими, возвышая себя за счет унижения другого.

Мытарь же, будучи действительно грешником, не стал оправдываться, не сравнивал себя ни с кем, но предстал перед Богом в покаянии, смирении и страхе Божием. Он увидел в себе падение и взывал к Богу о милости. И именно он вышел из храма оправданным.

За Литургией были вознесены сугубые молитвенные прошения о восстановлении мира.

В этот день также совершается память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, пострадавших за веру Христову в годину страшных гонений.

По опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 30 ян­ва­ря 1991 го­да на ос­но­ва­нии ре­ше­ния По­мест­но­го Со­бо­ра 1917–1918 го­дов со­вер­ша­ется по­ми­но­ве­ние всех усоп­ших, по­стра­дав­ших в го­ди­ну го­не­ний за ве­ру Хри­стову.

На заупокойной ектении молились о всех безвинно убиенных в годы лихолетья и гонений

Этот день, когда мы вспоминаем трагические страницы нашей истории, — день молитвы за всех, кто сохранил верность Господу до конца, кто, несмотря на мучения и смерть, не поколебался в своем исповедании имени Христова.

XX век стал временем невиданного испытания. После революции на нашу землю обрушилась страшная буря богоборческой ненависти, разверзлись бездны гонений, подобных которым не знала прежняя история. Закрывались и разрушались храмы, уничтожались святыни, убивали священников и мирян, верных Христу.

Миллионы людей – епископы, священники, монашествующие и миряне – подверглись арестам, ссылкам, каторжным работам и расстрелам. Их вина состояла только в одном – в том, что они не отреклись от Господа, не предали свою веру.

Но как некогда в первые века христианства кровь мучеников становилась семенем Церкви, так и в XX веке, несмотря на страшные гонения, народ Божий оставался верным Христу.

Новомученики и исповедники Церкви Русской показали нам пример истинной преданности Христу. Кто они? Среди них были архипастыри, духовенство, монашествующие, миряне, крестьяне, рабочие, интеллигенция – люди самых разных слоев общества. Их объединяло одно: они предпочли смерть предательству Христа.

Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, принявшая мученический венец в Алапаевске, перед своей смертью молилась за своих палачей, прося Господа не вменять им этого греха. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, несмотря на преследования, продолжал стоять за истину, призывая паству хранить верность Церкви. Бесчисленное множество простых священников, монахов и мирян шли на смерть с молитвой на устах, с именем Христовым в сердце.

Священный Синод Русской Православной Церкви постановил, чтобы этот день был днем молитвенного поминовения всех пострадавших за веру Христову. Мы молимся о тех, чьи имена известны, но также и о тех, кто безвестно пострадал в лагерях, тюрьмах, кто претерпел мучения за имя Христово, но чьи имена известны лишь Богу.

По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Стефан поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к молящимся со словами назидания, напомнил не только о Неделе о мытаре и фарисее, но и бесценном подвиге новомучеников Русской Церкви.

Владыка призвал всех задуматься о своей вере, о своей стойкости, о своей верности Христу. Готов ли каждый из присутствующих, как новомученики, хранить верность Богу в любых обстоятельствах? Готовы ли свидетельствовать о Христе не только словом, но и делом?

Также владыка Стефан напомнил прихожанам о том, что началась первая приуготовительная неделя к Святой Четыредесятнице и о важности духовной подготовки к Великому посту.

Архипастырь призвал верующих задуматься о том, с каким настроем каждый подходит к предстоящему посту: с самодовольством или со смирением, с осуждением ближних или с покаянием о своих собственных грехах?

В заключение владыка пожелал всем прихожанам духовной мудрости, мира в сердцах и Божией помощи.

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print