Началась первая приуготовительная неделя к Святой Четыредесятнице. Так постепенно верующие готовятся встретить Великий пост, а за Литургией сегодня вспоминается евангельская притча о мытаре и фарисее. С этого воскресенья в богослужении начинается использование Постной Триоди.




























































































Божественную литургию 9 февраля 2025 года, в Неделю мытаря и фарисея и день памяти собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в приходе храма Казанской иконы Божией Матери в аг.Лучин.
Его Высокопреосвященству сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный Рогачевского округа иерей Алексей Сергеев, настоятель прихода протоиерей Александр Атрощенко и духовенство епархии.
Сегодня за богослужением был прочитан отрывок из Евангелия, повествующий о мытаре и фарисее (Лк. 18:10–14). Эта притча открывает перед нами две противоположные дороги человеческой жизни – путь гордости и путь смирения. Она вводит нас в период подготовки к Великому посту, напоминая о той внутренней работе, которую должен совершить каждый христианин, чтобы приблизиться к Богу.
Господь говорит, что в храм вошли двое: фарисей и мытарь. Один считал себя праведным, а другой осознавал свою греховность. Их молитвы раскрывают перед нами состояние их душ.
Фарисей, исполнивший внешние предписания закона, произносит молитву, полную самодовольства: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11–12).
Но эта молитва не поднимается к Богу, ибо в ней нет ни любви, ни смирения. Фарисей говорит не с Богом, а сам с собой (Лк. 18:11). Он не просит у Бога милости, потому что считает себя уже достойным, не кается, потому что не видит за собой грехов.
Мытарь же, сознавая свое недостоинство, даже не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит лишь одну фразу: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13).
И вот что говорит Господь: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот; ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14).
Эта притча показывает, что внешнее благочестие без внутреннего смирения не имеет цены пред Богом. Фарисей, хотя и постился, и приносил десятину, впал в страшную болезнь – гордость, самодовольство и осуждение ближнего. Он не увидел в себе греха, не попросил у Бога прощения, но стал сравнивать себя с другими, возвышая себя за счет унижения другого.
Мытарь же, будучи действительно грешником, не стал оправдываться, не сравнивал себя ни с кем, но предстал перед Богом в покаянии, смирении и страхе Божием. Он увидел в себе падение и взывал к Богу о милости. И именно он вышел из храма оправданным.
За Литургией были вознесены сугубые молитвенные прошения о восстановлении мира.
По определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.
На заупокойной ектении молились о всех безвинно убиенных в годы лихолетья и гонений
Этот день, когда мы вспоминаем трагические страницы нашей истории, — день молитвы за всех, кто сохранил верность Господу до конца, кто, несмотря на мучения и смерть, не поколебался в своем исповедании имени Христова.
XX век стал временем невиданного испытания. После революции на нашу землю обрушилась страшная буря богоборческой ненависти, разверзлись бездны гонений, подобных которым не знала прежняя история. Закрывались и разрушались храмы, уничтожались святыни, убивали священников и мирян, верных Христу.
Миллионы людей – епископы, священники, монашествующие и миряне – подверглись арестам, ссылкам, каторжным работам и расстрелам. Их вина состояла только в одном – в том, что они не отреклись от Господа, не предали свою веру.
Но как некогда в первые века христианства кровь мучеников становилась семенем Церкви, так и в XX веке, несмотря на страшные гонения, народ Божий оставался верным Христу.
Новомученики и исповедники Церкви Русской показали нам пример истинной преданности Христу. Кто они? Среди них были архипастыри, духовенство, монашествующие, миряне, крестьяне, рабочие, интеллигенция – люди самых разных слоев общества. Их объединяло одно: они предпочли смерть предательству Христа.
Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна, принявшая мученический венец в Алапаевске, перед своей смертью молилась за своих палачей, прося Господа не вменять им этого греха. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, несмотря на преследования, продолжал стоять за истину, призывая паству хранить верность Церкви. Бесчисленное множество простых священников, монахов и мирян шли на смерть с молитвой на устах, с именем Христовым в сердце.
Священный Синод Русской Православной Церкви постановил, чтобы этот день был днем молитвенного поминовения всех пострадавших за веру Христову. Мы молимся о тех, чьи имена известны, но также и о тех, кто безвестно пострадал в лагерях, тюрьмах, кто претерпел мучения за имя Христово, но чьи имена известны лишь Богу.
По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Стефан поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к молящимся со словами назидания, напомнил не только о Неделе о мытаре и фарисее, но и бесценном подвиге новомучеников Русской Церкви.
Владыка призвал всех задуматься о своей вере, о своей стойкости, о своей верности Христу. Готов ли каждый из присутствующих, как новомученики, хранить верность Богу в любых обстоятельствах? Готовы ли свидетельствовать о Христе не только словом, но и делом?
Также владыка Стефан напомнил прихожанам о том, что началась первая приуготовительная неделя к Святой Четыредесятнице и о важности духовной подготовки к Великому посту.
Архипастырь призвал верующих задуматься о том, с каким настроем каждый подходит к предстоящему посту: с самодовольством или со смирением, с осуждением ближних или с покаянием о своих собственных грехах?
В заключение владыка пожелал всем прихожанам духовной мудрости, мира в сердцах и Божией помощи.