





















































































Божественную литургию 17 апреля 2025 года, в Великий Четверг, в день Воспоминания Тайной Вечери, Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил в Петро-Павловском кафедральном соборе г.Гомеля.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев и духовенство собора.
За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о восстановлении мира.
В Великий Четверг Святая Церковь приводит ум и сердце каждого к Тайной вечере — к тому великому событию, в котором Спаситель мира Иисус Христос, зная приближение страданий, предал Себя на служение людям, оставив нам в наследие величайшие таинства любви, покаяния и преданности Отцу Небесному.
В этот день предначертано было исполниться глубочайшей и самой трагической драме человеческой истории — не в смысле разрушения и ужаса, но в том, что сам Бог, принявший на Себя плоть, Сам встал на путь страдания ради спасения каждого из нас.
В Великий Четверг святая Церковь вспоминает четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайную Вечерю, на которой Господь установил новозаветное Таинство святой Евхаристии; омовение ног ученикам — в знак глубокого смирения и любви к ним; молитву в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
Это была последняя Пасхальная вечеря, которую Господь мог праздновать со Своими учениками в Своей земной жизни. Вместо ветхозаветной Пасхи, совершаемой в память чудесного избавления еврейских младенцев от гибели во дни египетских казней, Он вознамеривался установить теперь истинную Пасху — избавить от плена диавола весь род человеческий Крестом и Воскресением Своим, Сам сделавшись Пасхальным Агнцем, как пишет апостол: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
Тайная вечеря стала моментом, когда Господь Иисус Христос, преподавая ученикам хлеб и вино, установил Таинство Причащения. Слова Христа: «Сие есть Тело Мое… сия есть Кровь Моя» — стали основанием для евхаристической жизни Церкви. Ученики нисколько не смутились от слов Спасителя, под видом хлеба и вина преподавшего им Свои Тело и Кровь, но с глубокой верой, благоговением и страхом Божиим приняли то, что предложил им Господь. «И пили из неё все» (Мк. 14:23), — пишет евангелист Марк.
После вечери Христос удалился в Гефсиманский сад. Там, среди ночной тьмы, Спаситель молится в сокрушении духа: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия». И вместе с тем — полное послушание воле Божией: «впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).
В этой молитве Христос предстает перед нами в Своем человеческом и божественном естестве. Он страдает, как человек. Он смиряется, как Сын. И Он побеждает — как Бог. Ибо в этом послушании — основа спасения всего рода человеческого. Молитвенное напряжение было столь велико, что, по слову Евангелия, пот Его был как капли крови, падающие на землю.
В тот же вечер произошло предательство. Иуда, один из двенадцати, подходит к Спасителю с поцелуем, и этим лобзанием предает Его. Петр, верный, но немощный, трижды отрекается от Учителя, как и было предсказано Христом. Священники, блюстители закона, предают Того, Кто есть Законодатель. А далее следовал первосвященнический суд, в ходе которого Спаситель претерпел насмешки, ложные обвинения и унижения.
И что же делает Христос? Он не осуждает, не отталкивает, не разрушает. Он идет на крест. С любовью.
По окончании Литургии Высокопреосвященнейший Стефан освятил соль.
В завершение богослужения архипастырь поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился с архипастырским словом к собравшимся. В своем слове он напомнил, что Таинство Причащения было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечере, и с тех пор каждый, приступающий к Чаше, не просто воспоминает тот священный момент, но истинно соединяется со Христом — становясь участником жизни вечной.
Архипастырь призвал всех сохранять эту благодатную сопричастность не только в храме, но и в повседневной жизни — через мир, смирение, любовь и снисхождение друг к другу. Ибо только пребывая в духе братской любви, в прощении и единомыслии, мы по-настоящему исполняем заповедь Христову и являемся подлинными учениками Спасителя.