









































































Великая Пятница — день, в который святая Церковь с особым благоговением и скорбью в сердце вспоминает Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Это день, исполненный тишины, благоговения и глубокого молитвенного размышления. В этот день не совершается Божественная литургия, ибо Сам Христос стал Жертвой, принесённой за грехи всего мира. Верующие собираются в храмах для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.
Как сказано в Евангелии: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этот день мы в тишине храмов и глубинах своего сердца стоим у подножия Креста, где пронзённое Тело Спасителя засвидетельствовало силу Божественной любви.
Вечером накануне были прочитаны Страстные Евангелия — двенадцать евангельских зачал, которые охватывают последние часы земной жизни Спасителя: от молитвы в Гефсиманском саду до самой смерти на Кресте. Эти чтения наполняют душу ощущением близости к Божественному страданию, дают возможность каждому прикоснуться к драме Спасения как участнику, а не стороннему наблюдателю.
В пятницу Страстной седмицы, день воспоминания Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, 18 апреля 2025 года, Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, совершил уставные богослужения с выносом Плащаницы Спасителя в Петро-Павловском кафедральном соборе г.Гомеля.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев и духовенство собора.
Утром Великой Пятницы совершаются Царские Часы. Это особая служба, на которой вновь звучат евангельские повествования о предательстве, суде, распятии и смерти Христа. Каждое евангельское чтение пронизано откровением: Бог входит в историю человечества не как Судия, но как страдающий Сын Божий, добровольно восходящий на Голгофу ради искупления мира.
Под пение тропаря Великого пятка «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое» архипастырь и священнослужители совершили вынос Святой Плащаницы из алтаря на середину храма, положив ее на «гробнице». На середину Плащаницы положено было Евангелие — свидетельство того, что Христос и мёртвый остаётся Живым Словом Божиим.
По окончании богослужения владыка Стефан обратился к верующим со словом, посвященным евангельскому повествованию о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Затем священнослужители и верующие поклонились святой Плащанице.
О крестном пути Господа повествуют все четыре Евангелиста. Первые два – св. Матфей и св. Марк – говорят о нем совершенно одинаково. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».
Все, что произошло в Великую Пятницу, было важнейшей частью Божественного плана. Приговоренный судом Синедриона к смерти, в этот день Господь был приведен к римскому прокуратору Понтию Пилату. Тот не нашел никакого преступления в Его делах и желал отпустить Христа. Но после нескольких неудачных попыток сделать это, под давлением иудейских первосвященников и толпы предал Его на Распятие. Предварительно Пилат омыл руки, тем самым возложил всю ответственность за совершающееся на еврейский народ, кричавший, что «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27: 25).Господа привели на место, называемое Голгофа, что значит «лобное место», и там распяли Его в Великую Пятницу посреди двух разбойников, о которых св. Лука сообщает, что их тоже вели на смерть вместе с Ним. Претерпев несколько часов крестных страданий, свидетелями которых было множество народа, Он умер на Кресте, «и завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф 27: 51-52). Двое из Его тайных учеников Иосиф Аримафейский и Никодим сняли Тело Иисуса с Креста, обвили его плащаницей и вместе с женами-мироносицами погребли тело Христа «во гробе» — небольшой пещере неподалеку от Голгофы, закрыв ее большим камнем.