































































































В канун Великой Субботы, на исходе Страстной Пятницы, в Петро-Павловском кафедральном соборе города Гомеля совершена утреня с чином Погребения Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа. Богослужение возглавил Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, в сослужении секретаря Гомельской епархии протоиерея Георгия Алампиева и духовенства кафедрального собора.
Это богослужение по своему внутреннему строю глубоко символично и исполнено сокровенного благоговения. Оно соединяет в себе плач о телесной смерти Спасителя с надеждой на Его Воскресение, которое предвосхищается уже в песнопениях и молитвах Великой Субботы.
После мирной ектении архипастырь и сослужащие ему священнослужители вышли к Плащанице, установленной на середине храма, где было прочитано заупокойное псалмопение — семнадцатая кафизма, а вместе с нею особенные припевы, именуемые «похвалами». Эти стихи — древнее молитвенное осмысление таинства смерти и погребения Господа. Каждая строка несёт в себе откровение о том, что смерть Сына Божия не есть конец, но начало победы Жизни над тлением.
Вслед за этим возносился канон Великой Субботы, один из величайших гимнографических памятников Церкви. В этом каноне звучит двойственное настроение — одновременно скорбь о Погребённом и ликование, как тихий отблеск Пасхи, к которой Церковь уже приближается в духе. В этом каноне отражена великая тайна: Христос, лежащий во гробе, сокрушает силы ада, разрушает древние узы смерти и выводит оттуда пленников.
По великом славословии с пением погребального «Святый Боже…» был совершен крестный ход с Плащаницей. Это шествие являет образ и воспоминание погребального хода Иосифа Аримафейского и Никодима, снявших с Креста тело Иисуса и с благоговением положивших Его во гробе вблизи Голгофы. Вновь внесённая в храм Плащаница была поднесена к царским вратам как выражение веры в то, что даже во гробе Христос пребывает неразлучно со Своим Отцом и Духом Святым.
Затем пред Плащаницей были прочитаны три чтения — каждое из которых раскрывает глубину события:
– пророчество из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1–14) о сухих костях, обретших жизнь — образ всеобщего воскресения и будущей жизни, дарованной через Христа;
– чтение из Апостола (1 Кор. 6:7–8) — свидетельство о жертве, принесённой за нас;
– зачало из Евангелия от Матфея (Мф. 27:62–66) — повествование о запечатанном гробе и приставленной к нему стражи, что, по замыслу Божиему, лишь укрепило достоверность Воскресения.
По завершении богослужения архиепископ Стефан обратился к пастве со словом духовного назидания, напомнив о страданиях Господа, совершённых ради спасения всего рода человеческого.
После этого духовенство и прихожане поклонились святой Плащанице — как самому Христу, телом пребывающему во гробе. Это поклонение сопровождается внутренним молчанием, которое глубже любых слов свидетельствует о почтении перед тайной Искупления.
Впереди — Великая Суббота. Это день святого безмолвия. «Да молчит всякая плоть человеча…». В этот день Церковь не совершает громогласных провозглашений. Вместо этого — тишина, полная смысла. Господь во гробе — но это тишина ожидания. Ожидания той ночи, в которой взойдёт свет Воскресения.