Белорусской Православной Церкви

(Белорусского Экзархата Московского Патриархата)

Белорусской Православной Церкви

(Белорусского Экзархата Московского Патриархата)

Гомель посетил правнук протоиерея Петра Рылло

Гомель посетил Александр Литвинов — правнук протоиерея Петра Кузьмича Рылло, священника, служившего в храмах города в 1920–1930-е годы и пострадавшего в годы репрессий. Этот визит стал личным паломничеством по следам своего прадеда — к местам, где он молился, служил, жил, где проходила значительная часть его пастырского пути.

Протоиерей Пётр нёс своё служение в непростое время, когда быть священником означало постоянно жить под давлением и угрозой.

Во время поездки состоялась встреча Александра Литвинова с председателем Комиссии по канонизации святых Гомельской епархии протоиереем Александром Лопушанским. В ходе беседы в комиссию были переданы ряд ценных сведений и материалов, касающихся жизни и служения отца Петра.

Родившийся в 1884 году в семье священника Косьмы Рылло в Могилёвской губернии, Пётр Кузьмич с юных лет был погружён в атмосферу церковной жизни. После окончания Могилёвской духовной семинарии в 1908 году он принимает сан, и начинается путь священника — путь, полный испытаний и решений, каждый раз становящихся проверкой на верность.

Особый след в судьбе отца Петра оставили годы Первой мировой войны. В 1914–1918 гг. он служил полковым священником Российской Императорской армии. История сохранила редкие и трогательные свидетельства о том, как батюшка совершал богослужения прямо под артиллерийским огнём. Не ради славы, не ради наград — а чтобы быть со своей паствой в самый страшный и нужный момент. За проявленное мужество он был награждён орденом святого Владимира — высокой наградой, но, несомненно, не высшей для христианина.

Трудные и смутные 1920-е годы не обошли его стороной. Арест, обвинения, раскол…

В 1937 году, во время Всесоюзной переписи, отец Петр открыто призывал прихожан не стыдиться своей веры, не скрывать принадлежности к Церкви. 17 августа 1937 года отец Петр был арестован Гомельским отделом НКВД БССР по обвинению в участии в «контрреволюционной церковной организации». 30 октября — приговор. 1 ноября — расстрел.

Реабилитация состоялась только в 1980-х годах.

Память о таких священниках, как протоиерей Пётр Рылло, сохраняется не только в церковных документах, но и в сердцах потомков, в живом интересе к истории семьи и своей земли. Визит Александра Литвинова — тому подтверждение. Он напомнил, что церковная история — не абстрактная хронология, а реальная судьба людей, чья жизнь, выбор и страдания не забываются, если за них есть кому молиться, вспоминать и рассказывать.

В работе комиссии по канонизации такие личные встречи и свидетельства становятся ценным вкладом. А для прихожан — поводом вспомнить, как много ещё в нашей церковной истории требует внимания и изучения.

Поделиться:
Facebook
VK
OK
Twitter
LinkedIn
Skype
Telegram
WhatsApp
Email
Print